Кто отвечает за безопасность детских площадок. Кто отвечает за безопасность детских игровых площадок во дворах многоквартирных домов

Гости пресс-центра «КП» обсудили непростую проблему, сложившуюся вокруг игровых городков Новосибирска.

Изменить размер текста: A A

Пожалуй, во дворе каждого новосибирского дома имеется детская игровая площадка, другое дело, в каком она состоянии и что включает в себя? У кого-то стоят качели, установленные еще в 1980-х годах, у кого-то, наоборот, новый и яркий детский городок. Но задумывались ли вы, насколько безопасно вашим детям играть там и кто отвечает за эту безопасность? Выяснить это решили специалисты Роспотребнадзора , Центра стандартизации и метрологии, представители власти, общественности, журналисты а также фирма-производитель детских игровых площадок, приглашенные в пресс-центр «Комсомольской правды». И выводы оказались несколько неожиданными…

Если обратиться к истории вопроса, то в начале 2000 годов детские площадки устанавливали в большинстве своем именно муниципальные власти, поскольку муниципальной была земля под ними, - сказал Андрей Андрейченко , председатель комиссии по социальному развитию Совета депутатов города Новосибирска . - И существовали определенные стандарты – специальная комиссия проверяла соответствие состояния площадок этим стандартам. Но с изменением Жилищного кодекса теперь всю ответственность за жилье и придомовую территорию несут владельцы жилья и, естественно, управляющие компании, которые обязаны вести все домовое и придомовое хозяйство. Мэрия сегодня ответственность за детские площадки не несет. Тем более ситуация в последнее время складывается так, что строить детские площадки стали в основном депутаты и меценаты.

Что же мы имеем в итоге? Детские площадки приходят в негодность, но бюджетные средства на их ремонт выделять уже нельзя. Получается, что собирать деньги на ремонт должны сами жильцы, равно как и нести ответственность за безопасность детей.

Возникает и еще один вопрос – а есть ли вообще свод требований для самих детских площадок? По словам приглашенного эксперта Бориса Шерко, для горок, качелей, каруселей и прочих любимых детворой вещей есть 8 национальных государственных стандартов безопасности конструкций и методов их испытаний. Но проблема в том, что при этом оборудование детских площадок и специальное покрытие не подлежит обязательной сертификации, и никто не осуществляет дальнейший контроль и надзор за оборудованием и площадками в целом. Остается только уповать на производителей, которые предлагают следующий выход из ситуации.

Мы являемся не только производителями детского игрового оборудования высокого уровня, но и членами технического комитета №455 по стандартизации оборудования детских площадок при Госстандарте РФ . Наша компания прошла полную сертификацию на соответствие новым российским ГОСТам на безопасность детского игрового оборудования, единственная в России получила сертификат европейского стандарта EN-1176 европейского комитета стандартизации, - говорит Евгений Язвенко , директор филиала ЗАО «КСИЛ» в Новосибирске. - Я бы хотел сказать, что в первую очередь ответственность должны нести родители, затем – эксплуатирующие организации (заказчики оборудования), ну и тот, кто произвел это оборудование. Производители должны придерживаться ГОСТов. Соответственно тот, кто покупает детскую площадку, тоже должен проверять, есть ли у производителя сертификация и насколько его продукция соответствует ГОСТам. Но на сегодняшний день, опять же, никто не может это тщательно проверить - кроме организаций, где есть аккредитованные специалисты. Поэтому и получается, что сейчас детскую площадку может сделать дядя Ваня в гараже. И заказчик не в состоянии сам определить соблюдение норм ГОСТов в оборудовании. В этом и заключается основной момент – нужно, чтобы со стороны властей осуществлялся контроль и производителя, и покупателя – чтобы он правильно выбрал поставщика с сертифицированным оборудованием, и, соответственно, эксплуатирующую организацию, которая должна следить и поддерживать состояние площадки. Конечно, и родители не имеют права отстраняться от этого вопроса.

Не менее актуален сегодня и другой вопрос: как осуществляется контроль за детскими площадками в нашем регионе?

Специалистами Управления Роспотребнадзора проводится контроль за детскими игровыми площадками только детских организованных учреждений. Надзор за детскими игровыми площадками в детских дошкольных учреждениях осуществляется на основании Федерального закона от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ; ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с требованиями, - поясняет Ольга Димурина, главный специалист-эксперт по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора. - Проверка детских дошкольных учреждений проводится не чаще 1 раза в год. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений групповые площадки оборудуются теневыми навесами, песочницами, малыми игровыми формами (горки, лесенки, турники, качели и т.п.). Покрытие площадок должно быть травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным. Оборудование - выполнено из материалов высокого качества, способных выдерживать большие нагрузки и безопасного для детей.

По данным проверок на территории детских игровых площадок детских дошкольных учреждений покрытие площадок соответствует санитарным требованиям, установленное детское оборудование (горки, лесенки, турники, качели и т.п.), имеет документы, подтверждающие безопасность.

Несут ответственность за безопасность детей на территории детских садов руководители детских дошкольных учреждений.

Но кто несет ответственность за безопасность детей, когда они находятся на игровых площадках? Этот вопрос вызвал самую настоящую дискуссию:

Родители. А если, не дай бог, несчастье случилось на спортивной площадке, когда занятие проходило под наблюдением инструктора – в каждом ТОСе как минимум 2 инструктора, организатора спортивной деятельности, то тогда они отвечают за произошедшее, - считает Андрей Андрейченко.

Б. Шерко : - За безопасность должен отвечать владелец игровой площадки – тот, кто отвечает за ее эксплуатацию. Если есть игровая площадка, там стоит оборудование – значит, есть ее владелец. К тому же есть стандарты, которые просто надо соблюдать, – вот владелец и должен отвечать за соблюдение стандартов. А за остальное уже отвечает родитель, если он недосмотрит, что ребенок просто слишком высоко залез.

А. Андрейченко : - Возможно, следует обязать нести ответственность управляющие компании: если они берутся управлять, например, общедомовым и придомовым имуществом – будьте добры, управляйте и игровыми площадками. Тогда нужно четко сформулировать права и обязанности управляющих компаний: что они вправе требовать от жильцов и за что они обязаны отвечать. В этой ситуации есть одно но. 99% площадок не соответствует стандартам. И что делать дальше? Выкорчевывать? Во-первых, кто это будет делать, во-вторых, согласятся ли на это жители? Или переделывать? В любом случае нужны немалые деньги.

Б. Шерко : - В Европе постепенно сложилась культура производства игровых площадок. У нас этого нет, но к этому идти нужно. Естественно, не у всех есть деньги, чтобы старое оборудование взять и заменить на новое. Но возьмем, к примеру, двор между несколькими домами. Получится не так уж дорого – если не все убирать, а хотя бы заменить некоторые наиболее опасные конструкции. И должен быть специалист, который бы каждый день осматривал оборудование – чтобы нигде ничего не сломалось – об этом должна позаботиться управляющая компания.

А. Андрейченко : - На Западе действительно существуют ТСЖ. Там объединяются несколько домов, которые отгораживают свою территорию и вылизывают ее за счет денег жильцов. Все зависит от количества собранных денег: мало собрали денег – не очень качественный или очень маленький детский городок, много денег – хорошая площадка. Мы же живем в эпоху перемен. А теперь представьте, у наших жителей и так много проблем, а тут еще мы с предложением: давайте соберем по 3 тысячи рублей на детскую площадку. Да половина жителей скажут: а нам это не надо, мы этим не пользуемся. Так что решение всех этих вопросов требует много времени – возможно, не одного десятка лет. А сейчас, чтобы искать ответственного – в нашей ситуации это означает искать крайнего, нужно только обращаться к ТСЖ и управляющим компаниям. Я не представляю, кто, кроме них, может быть ответственным сегодня за это дело.

Б. Шерко : - В 2006 году в нашу организацию обратилась прокуратура по расследованию несчастного случая, произошедшего в Новосибирской области: ребенок погиб, качаясь на качелях. Зима, лед, жесткая конструкция: ребенок соскользнул с качелей, и конструкция со всего маха ударила его по голове . Родителям не объяснишь, что не было денег – потеряна человеческая жизнь. Вообще на детских игровых площадках случается очень много травматических ситуаций – просто статистики такой не ведется. Поэтому вопрос детской безопасности очень острый – нужно прийти к какому-то компромиссу между безопасностью и финансовой целесообразностью. Во-первых, все муниципальные учреждения, которые эксплуатируют детские игровые площадки, необходимо проинформировать, что есть стандарты по обеспечению их безопасности. Во-вторых, мы на базе своего центра могли бы провести совместно с органом сертификации семинары, чтобы обучить специалистов по оценке и поддержанию уровня безопасности – это не очень дорого, можно договориться. И тогда бы эти обученные люди проанализировали бы состояние имеющихся детских игровых площадок на предмет: допустимо – недопустимо, чтобы заменить пока хотя бы некоторые узлы конструкций для повышения безопасности.

Е. Филатов : - 8 стандартов, которые касаются безопасности детских игровых площадок, вступили в силу с 1 января 2004 года.. В соответствии с Законом о техническом регулировании все стандарты, касающиеся безопасности, то есть сохранения здоровья и жизни людей, а тем более детей, жестко обязательны для всех, кто занимается разработкой, проектированием и производством детского оборудования. И должен быть организован надзор за соблюдением требований стандартов. Но, невзирая на жесткую обязательность соблюдения стандартов, реальные формы оценки соответствия никакой обязательности не предполагают – например, на выполнение этих стандартов не ввели ни сертификации, ни декларирования. И совершенно не ясно, кто должен следить в этой ситуации за соблюдением стандартов: то ли Росстандарт, то ли Ростехнадзор, то ли еще кто-то.

И. Буржинский , специалист-эксперт отдела надзора в гигиене труда, коммунальной гигиене Роспотребнадзора: - С нашей стороны – санитарных правил и требований, предъявляемых к установлению детских игровых площадок, - имеется только одно правило, касающееся расстояния расположения детских площадок от мусорных контейнеров, контейнерных площадок.

А. Андрейченко : - Могу сказать, что трудно соблюдать какие-либо стандарты и ГОСТы ввиду стесненности дворов, во-первых, и повсеместного распространения точечной застройки, во-вторых. Я считаю, что жесткие требования должны предъявляться только к отдельным элементам детских площадок: например, каруселям и качелям.

Е. Филатов : - По поводу надзора – у нас по крайней мере есть группа, которая несет ответственность за проверку и соблюдение обязательных требований стандартов – это территориальное управление Росстандарта по Западно-Сибирскому федеральному округу, Новосибирский отдел. Может быть, сейчас многие делают что попало, потому что не знают стандартов.

А. Андрейченко : - Чаще всего делается что попало, потому что дешево.

Б. Шерко : - Тот же дядя Вася может взять конструкторскую документацию и сделать все грамотно, правильно и при этом дешево.

Е. Филатов : - Вообще стандарты написаны очень хорошо, и понятно, и даже с чувством юмора. И они дают рациональные советы.

А. Андрейченко : - Совет депутатов города Новосибирска со своей стороны может выходить с законодательной инициативой. В данном случае можно проработать вопрос комплексно, привлечь юристов, специалистов ЖКХ , и обсудить, каким образом можно повлиять на управляющие компании – как сделать их ответственными за безопасность детских игровых площадок, а также продумать какие нормативы нужно ввести. Этот круглый стол – начало возможных перемен в этой области.

Новости 2011 / 20 Июль / 09:57
- В нашем дворе, катаясь на качелях, ребенок упал вместе с ними и сильно ушибся. У меня вопрос - кто отвечает за безопасность детских игровых площадок во дворах многоквартирных домов? И кого надо привлекать к ответственности, если на игровой площадке ребенок получил травму из-за неправильно установленной лесенки и горки?
- За безопасностью на детской площадке однозначно должна следить управляющая компания, которая обслуживает конкретный многоквартирный дом, - поясняет руководитель Государственной жилищной инспекции РМ Евгений Филиппов. - Исключением могут быть случаи, когда ТСЖ самостоятельно приобрело игровую площадку и не прописало в договоре с управляющей компанией ее обязанность следить за состоянием детской игровой площадки, в том числе и за ее безопасностью. В этом случае за безопасность и состояние детской площадки ответственно товарищество собственников жилья. Если же в договоре с УК этот пункт указан, то за безопасность на игровой площадке отвечает управляющая компания. Управляющая компания обязана осуществлять постоянный контроль технического состояния оборудования на детской игровой площадке. Регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования). Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию или актам вандализма, требует ежедневного визуального осмотра. Также работники управляющих компаний обязаны один раз в 3 месяца проводить функциональный осмотр - детальный осмотр игровых элементов с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Кроме того, должен проводиться ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности. В ходе ежегодного основного осмотра определяют: - наличие гниения деревянных элементов; - наличие коррозии металлических элементов; - влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования. Особое внимание уделяют скрытым, труднодоступным элементам оборудования. Во всех случаях, когда игровая площадка или оборудование, установленное на ней, не отвечает требованиям безопасности, управляющая компания обязана немедленно устранить выявленные дефекты. Недавно мы с районными прокуратурами г. Саранска проводили совместную проверку безопасности детских игровых площадок, расположенных на дворовых территориях многоквартирных домов. И надо сказать, что нарушения встречаются на каждом шагу. Где-то острые углы, где-то задиры на деревянных конструкциях, сломанные сиденья, где-то сами игровые элементы плохо укреплены. Большое количество управляющих компаний Саранска было привлечено к административной ответственности за небезопасное содержание игровых площадок. И если кто-то вследствие ненадлежащего содержания детской игровой площадки получит травму, ответственность будет нести управляющая компания.

Случайные новости

Наркомафия онлайн

В Ленинском суде Саранска продолжается громкий процесс по делу бригады наркоторговцев, в которую входили жители Саранска и Омска. На скамье...

Комфортная среда

В следующем году в программе «Формирование комфортной городской среды» будут участвовать 57 муниципальных образований Мордовии

«Мы чувствовали гордость за наших ребят»

На минувшей неделе стало известно, что из необычной командировки вернулись артисты Мордовского государственного ансамбля «Умарина». Два...

Где искать правду?

В начале сентября журналисты «ВС» побывали в доме № 20 по ул. Кошевого. Дом запомнился практически полным отсутствием остекления в...

Детская площадка является элементом благоустройства, и счета на ее ремонт должны быть предъявлены собственникам жилья, как затраты на содержание общего имущества.

На основании действующего законодательства и положения «О типовом составе и требованиях к спортивным и детским площадкам в городе Калининграде» (постановление администрации ГО «Город Калининград» от 04.02.2009 №183) детские площадки в городе делятся на три основные группы.

  1. 1.Первая – это площадки, расположенные на территориях образовательных учреждений (и принадлежащие им), которые сами осуществляют содержание и обслуживание своих площадок.
  2. 2.Вторая группа – площадки, расположенные на отдельно сформированных земельных участках общего пользования. Решение о создании этих площадок принимается городской администрацией, и содержатся они за счет местного бюджета.
  3. 3.Наиболее многочисленной является группа детских спортивных и игровых площадок, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов (далее – МКД). Решение о создании подобной площадки должно приниматься общим собранием собственников помещений в таком МКД. В дальнейшем площадка становится общим имуществом владельцев квартир в доме, её содержание и обслуживание должно осуществляться за счет средств собственников помещений в МКД. Бесхозных детских площадок не должно быть.

В соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором находится МКД, а границы земельного участка определяются на основании данных государственного кадастрового учёта.

Отсюда следует, что собственники помещений в доме не могут построить детскую площадку на земельном участке, в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет и, соответственно, на который у них не возникло право общей долевой собственности.

В последнее время (после 01 марта 2005 г., то есть даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) во многих дворах Калининграда появились новенькие детские площадки с современным игровым оборудованием. Как правило, они были установленные при содействии городского депутата соответствующего округа на муниципальные средства, которые выделяются на благоустройство каждого избирательного округа. Депутаты контролировали этот процесс, но затем встает вопрос о том, кто должен обслуживать качели, карусели, горки и песочницы: следить за их исправностью, своевременно подкрашивать, завозить песок.

Сейчас дело дошло до передачи их собственникам – жителям многоквартирных домов.

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» своим распоряжением от 24.07.2014 г. № 3105/р-КМИ исключил из реестра муниципального имущества городского округа «Город Калининград» детские площадки, расположенные в границах земельных участков многоквартирных домов в г. Калининграде в количестве 22 единиц.

Однако, управляющая организация не обязана автоматически приступить к работам по содержанию такой площадки. Дело в том, что при заключении договора управления такого общего имущества, как детская площадка, не существовало в природе и управляющая организация не включала в стоимость содержания жилья расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования этой детской площадки.

Городские власти предложили жителям домов, в чьих дворах установлены игровые и спортивные элементы, решением общего собрания принять их в состав общего имущества МКД.

Для решения вопроса данного вопроса необходимо провести общее собрание собственников и обсудить на нем следующие вопросы:

  1. 1.О включении оборудования детской игровой площадки в состав общего имущества МКД.
  2. 2.Принятие предложения управляющей организации (ТСЖ) о стоимости обслуживания оборудования детской площадки.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ:

  • п. 1 ст. 39, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.
  • Органом управления многоквартирных домов является общее собрание собственников дома.
  • Управляющая организация (правление ТСЖ) не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
  • Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен статьей 45 Жилищного кодекса РФ.
  • Инициировать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может любой из собственников дома.

Таким образом, все возникающие вопросы, связанные с эксплуатацией дома (в том числе вопрос установки новой детской площадки, доукомплектования детской площадки малыми архитектурными формами, включение детской площадки в состав общего имущества дома и т.п.), должны решаться на общем собрании собственников.

Для проведения собрания управляющая организация может оказать помощь в правильном оформлении документов инициативной группе собственников помещений дома.

Протокол общего собрания необходимо направить в управляющую домом организацию (правление ТСЖ) для планирования и выполнения работ.

Только в этом случае детскую площадку будет обслуживать управляющая организация или ТСЖ.

В случае отсутствие решения собрания (отсутствие кворума), отрицательного решения по вопросу стоимости обслуживания – оборудование детской площадку будет демонтировано, как представляющее угрозу для жизни детей в силу её бесхозного состояния…

Ранее детские площадки строились из железных и деревянных элементов. Приварить сваркой оторванное железо, заменить некоторые сломанные деревянные части, подкрутить болтовые соединения, обновить лакокрасочное покрытие - эти виды работ всегда выполнялись силами управляющих организация или самими жильцами. Больших денег на это не требовалось. В рамках ежегодных субботников и выполнялись эти работы. Современное оборудование детских и спортивных площадок состоит из дорогостоящих конструкций, выполненных из пластика и которые, как правило, не ремонтопригодны. Их надо только менять.

Вот здесь и начинается самое удивительное. Жильцы дома по этому поводу вряд ли найдут общее решение. У каждого накопилось слишком много проблем, чтобы думать ещё и о содержании детской площадки. Кто-то не может выкарабкаться из неплатежей, кого-то больше заботит организация автомобильной парковки рядом с домом, у кого-то вообще дети уже выросли, и платить за игровую площадку он считает нецелесообразным. Вот и получается, что маленькие ребятишки поневоле становятся заложниками создавшегося положения и взрослых, не способных его решить. Ведь ситуация недалека от абсурда - когда все игровые площадки, за неимением желания их содержать, будут демонтированы.

Так что жаловаться горожанам, в общем-то, и не на что - площадки строятся у нас с завидным постоянством. Но по странным обстоятельствам они исчезают также быстро, как и появляются. Почему? В этом мы и попытались разобраться.

Негласный бесхоз


Нет в Якутске бесправнее объекта, чем обычная детская площадка в городском дворе. Редкий случай, когда после строительства или капитального ремонта ее берет на обслуживание какое-нибудь ТСЖ - просто так, не по документам, а по доброте душевной. В остальных случаях сразу после торжественного перерезания ленточки площадка остается на произвол судьбы. Больше никто не хочет нести за нее ответственность. Ведь любая ответственность - это в первую очередь деньги. А где их взять? Попытавшись изучить опыт других городов РФ по обращению с детскими и спортивными площадками на практике, мы узнали, что без принятия кардинальных мер по их судьбе со стороны муниципалитета площадки являются негласным бесхозом везде.

На координационном совете по улучшению ЖКХ, что создан при зампреде Павле Маринычеве, автором этих строк было внесено два варианта решения вопроса с детскими и спортивными площадками в городских дворах. Либо включить стоимость их обслуживания в квартплату (в минимальный перечень жилищных услуг) и требовать их обслуживания с УК (ТСЖ). Либо передать на обслуживание какому-либо специализированному предприятию (например, МУ Главстрой или МУ СЭГХ) и финансировать содержание площадок из городского бюджета.

Среди членов комиссии раздались робкие восклицания «А зачем пенсионеру содержать площадку?» - как будто у нас в домах живут сплошь пенсионеры, и дети совсем не рождаются. В итоге вопрос вообще сняли с рассмотрения, тем самым бросив площадки на произвол судьбы - к чему они, собственно, привыкли.

Чьи по закону?


Отметим, что в настоящий момент действующее законодательство (жилищный кодекс РФ, ст. 36) чётко регламентирует, кому принадлежат детские площадки и кто несёт за них ответственность. Если участки размежеваны и придомовой территорией распоряжаются жильцы, то они и должны выделять средства на содержание площадки, исходя из решения общего собрания собственников, опять же. Решат - будут, а нет, так нет? Фактически лишь единицы площадок на сегодня обслуживаются за счет собственников, и, надо заметить, вполне успешно. Остальным, мягко говоря, наплевать - ну, построили и построили. Одни, у кого дети есть, воспринимают их как должное, а другие считают, что лучше было бы гараж поставить…

С учетом того, что межевание всех городских земель на данный момент представляется финансово затруднительным для муниципалитета, то он и должен взять на себя ответственность за содержание этих площадок, но это опять же финансово затруднительно....

Только вот любая территория с конструкциями - это объект. Объект должен иметь санитарный и технический паспорт - его топосхему, перечень и планировку расположенных объектов, их техническое состояние, сведения о производимых ремонтах, покрасках, частоте смены песка… О паспортах площадок в Якутске многие слышат впервые. Правда, лет пять назад управы собирали такую информацию, но куда-то она вся потом девалась и паспортами так и не стала - вся закавыка в средствах. Вернее в их отсутствии.

Чьи фактически?


За комментариями по ситуации с детскими площадками мы обратились в самые разные городские инстанции и даже получили ответы. Неутешительные.

Управы городских округов не получают бюджетных средств ни на паспортизацию объектов, ни на их содержание. Уборка должна производиться дворниками тех домов, рядом с которыми площадки расположены, а обслуживание в теории производиться не должно никем, если жители этого дома не оплачивают дополнительно «содержание придомовой территории и объектов благоустройства».

Работники городских управ периодически выходят на субботники с целью прибраться на кое-каких площадках, кое-что покрасить, кое-что выкинуть, кое-что подремонтировать - исключительно по альтруистическим соображениям и в меру своих физических возможностей, ибо никакого обязательства по уходу за детскими площадками в их регламенте работы не прописано.

В МУ СЭГХ среди бесхозных объектов площадки тоже не значатся - им своих труб и сетей хватает, а денег на их содержание, как обычно, мало.

В МУ ЕДДС ответили, что заявки на ремонт площадок принимаются и фиксируются в журнале. Затем они перенаправляются УК и ТСЖ по адресу этих площадок. Ремонтируют ли их, никто не проверяет.

В МУ Главстрой откровенно порадовали, заявив, что впервые в этом году на ремонт 30 площадок целенаправленно были выделены деньги за счет раздела «Столичные функции», а обычно деньги по этой статье выделяются на более капитальные объекты. Будут ли деньги на площадки в следующем году - вопрос открытый.

Конечно, дело хорошее - ухаживать раз в год за 30 площадками, но поставить на поток это начинание пока не удалось.

А если серьезно?


В МУ ДЖКХ проблемой и судьбой детских площадок озаботились давно. Еще в феврале этого года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Якутска разработан порядок передачи объектов благоустройства (в том числе и мест отдыха детей) на баланс собственников жилья многоквартирных домов. Чтобы учесть интересы и мнение самих горожан, было организовано широкое обсуждение этого вопроса в Интернете на самом популярном форуме. Увы, все обсуждение началось и закончилось фразами типа: «Зачем нам ваши площадки? Сами с ними возитесь!».

Елена Парникова, юрист ДЖКХ:
- Основания для содержания объектов благоустройства собственниками на придомовой территории имеются. В течение двух последних лет обустройство детских площадок в том числе финансируется из бюджета города Якутска. Площадки ремонтируются, где-то построены новые. И в результате объекты брошены на произвол судьбы, имеются уже разрушенные.

Однако содержание общего имущества собственников многоквартирных домов (в том числе объектов благоустройства) за счет средств муниципалитета противоречит законодательству. Согласно ЖК РФ площадки должны принадлежать собственникам. Отрицательная позиция граждан в данном вопросе не решит проблему, а лишь усугубит, так как политика государства направлена на повышение самосознания, гражданской ответственности и понимания того, что теперь каждый человек несет ответственность за то, что происходит у него в доме с ЕГО имуществом.

За свой счет собственники площадок не строят, их строит муниципалитет, спонсоры - если мы не говорим о новостройках. Площадка требует постоянного содержания. Было бы идеально, если бы собственники, заинтересованные в наличии детской площадки, договорились между собой об этом. Закрепить за управляющими организациями или ТСЖ обязанность по содержанию такой площадки представляется затруднительным. Дело в том, что возведенная не на средства собственников помещений и не переданная в надлежащем порядке в их собственность детская площадка не может быть отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно необходимо принять соответствующий нормативно-правовой акт. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, собственно говоря, только со стороны самих собственников - только они могут оформить свою землю на себя. Только они могут принять решение на общем собрании.

Боюсь, что на общем собрании жильцы с детьми будут иметь наименьшее количество голосов. У нас ведь чуть что, сразу прикрываются «пенсионерами».
- Объекты благоустройства многоквартирного дома (МКД) - это объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

То есть решение принято?
- Решение с нашей стороны не найдено, нормативный акт не прошел согласование по инстанциям. Вся закавыка в земле. Чтобы собственники могли взять на себя детские площадки, город за свой счет обязан сформировать участки и в готовом виде передать собственникам. А собственники, конечно, должны инициировать передачу.

Во сколько это обойдется?
- Итак, горожане, то есть собственники, не особо-то хотят брать на себя бремя содержания даже уже существующих новых площадок.

Но тем не менее в какую сумму обошлось бы нам это содержание?
- По предварительным подсчетам, менее рубля с квадратного метра в месяц. Если более точно - копеек 50 с квадратного метра в большом многоквартирном доме общей площадью 3-4 тыс. кв. метров (4-5 этажей, 4 подъезда). Умножаем на среднестатистическую площадь квартиры в 50 кв. метров, получаем всего 25 рублей, а чем больше дом, тем меньше расходов. Умножим примерную сумму на весь дом - порядка 20 тысяч в год плюс-минус расходы на содержание двора обычной КПД. Два дома скинутся - уже в два раза больше денег, в два раза лучше уход. Но зато у площадки появится хозяин, и уже ничей ребенок не поранится на трухлявых горках. Ну, а если и поранится, будет с кого спросить.

Аурика Стручкова, директор УК «Бюджетник» (16 квартал):
- При строительстве нашего квартала детскую площадку возвел застройщик. В стоимость жилья на квадратный метр объекты благоустройства также входили. Однако при сдаче объектов площадки не были закреплены за жильцами как их собственность. Госстройнадзор аргументировал это тем, что отдельного плана благоустройства по кварталу нет, земли не размежеваны, и передать их собственникам домов не представляется возможным.

Теперь в микрорайоне также была построена современная спортивная площадка, которая не относится ни к одному дому. В данный момент мы как УК на общественных началах за ними стараемся следить, где надо - отправляем своего плотника, дворник тоже наш. Ничего дополнительно они не получают. Но это просто потому, что территорию мы обслуживаем довольно большую, с большим количеством домов. Поэтому полквартала считается негласно нашими. Детей здесь много, и площадки, бесспорно, нужны. Но жители ничего не платят за их содержание. И мы не можем включить этот пункт в квартплату, так как земля, на которой расположены объекты благоустройства фактически ничья, то есть муниципальная. При этом и муниципалитет не выделяет нам никаких денег на содержание. Мы сами предлагали передать нам эти территории в доверительное управление на пять лет, соответственно, площадки должны быть оформлены в ДИО. Этого тоже нет. Поэтому если вдруг возникнет какая-то неприятная ситуация, травма или еще что - мы как УК не собираемся нести за это ответственность. Площадки нам, так же не принадлежат.

Землю - собственникам!


Мы решили идти в этом вопросе до конца - в конце концов, найдется у площадок хозяин или нет? Если все дело в земле под площадки для собственников - хорошо, пойдем в земельный комитет…

Руслан Винокуров, начальник отдела по работе с землеустроительными планами КЗО:
- Мы оформляем землю под многоквартирными домами. Эта задача ставится федеральным законом и ЖК. На эти цели закладываются средства в муниципальном бюджете. Собираем список заявителей, проводим конкурс, и выигравший подрядчик осуществляет эту работу. Определением границ земельного участка вокруг МКД занимается Департамент архитектуры, мы оформляем землю только по готовым представленным документам.

И вот как раз при определении границ есть свои нюансы. Дело в том, что когда, положим, собственники получают землю около дома в собственность, они тут же решают огородить ее забором, шлагбаумы поставить, сдать землю в аренду киоскам, построить гаражи или парковки… площадки их не интересуют. Не все такие, но есть. Федеральный закон четко не обязывает жильцов строить или содержать на участке ту же детскую или спортивную площадку, он ведь позволяет и стоянку организовать. Но вот заборы и киоски прямо запрещает.

То есть собственники еще не созрели грамотно распоряжаться землей?
- В любом случае какими объектами занять общую территорию, решают непосредственно собственники на общем собрании, и ратующие именно за детскую площадку могут оказаться в меньшинстве. Машин в каждом доме бывает больше, чем детей. Но это теория.

Является ли она причиной тому, что чаще всего землю собственникам в Якутске оформляют только под зданием?
- На самом деле в половине случаев оформления детские площадки включали. Но также обратите внимание, что согласно старым принципам застройки место под детскую площадку выделялось не каждому дому, а одно - на два, три дома. Как ее делить? К одному дому приписать - пусть забор поставят? Это невозможно. Кроме того, тут каждому дому нужно место под санточку, сети коммуникаций и так далее. Проезды в собственность тоже не оформишь. И с этими вопросами вам следует обратиться в ДАИГ. Мы оформляем лишь по готовым очерченным границам.

Много ли собственников в Якутске уже имеют личную землю?
- У более 600 домов земельные дела оформлены и поставлены на государственный кадастровый учет. В том числе 210 домов, которые участвовали в программе по реализации ФЗ-185. Работа продолжается. Процесс перехода земли в собственность довольно трудоемкий. Так, у нас в городе вообще собственники только одного дома оформили право собственности на землю в Росреестре, потому что, в конечном итоге, это должен делать каждый индивидуально.

Можете ли сказать, сколько придется жителям дома платить налога на землю, если они припишут к дому обширную территорию - с детской площадкой?
- Для примера расчета приведем адрес Ойунского, 41 - девятиэтажный дом. В собственность оформлена площадь с учетом места для санточки, детской площадки и стоянки. Удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м умножается на площадь земли и на ставку налога. Ставка земельного налога для МКД самая минимальная - 0,01%. Расчеты налога на землю по этому дому равны 1 817 рублей в год на весь земельный участок. Делим на все 180 квартир поровну (на самом деле надо высчитывать по метражу площади квартир собственников), получаем в среднем по 10 рублей на квартиру в год! Плюс-минус. Разве это большая цена за детскую площадку около дома?

А если земля под детской площадкой не оформлена, то чья она?
- До разграничения земельный участок остается в государственной собственности, но мы сначала должны доказать, что она муниципальная.

В департаменте архитектуры нам сообщили, что работа с межеванием территорий под многоквартирными домами начата совсем недавно, поэтому рано судить о ее итогах. И поделить участок под детской площадкой можно, а затем содержать ее по договоренности сообща всеми домами. Если под каким-либо домом земля была оформлена только в виде пятна под зданием, в случае разработки плана межевания в этом районе можно будет дооформить землю дополнительно.

И напоследок


В конечном итоге перспективы у детских площадок города довольно радужные - рано или поздно все оформят, хозяев определят, все мы станем платить за их содержание как за общее имущество по закону. А пока…

А пока никто из нас не хочет быть хозяином, детские и спортивные площадки потихоньку стареют и разрушаются, если не находится добрый человек, согласный ухаживать за ними из альтруистических соображений.