Совокупность нормативов, применяемых при определении сметной стоимости стр-ва. К сметным нормам относятся нормы: расхода производств, ресурсов (труда, времени работы строит, машин, материалов, деталей и конструкций) на единицу отдельных видов строит, и монтажных работ, на укрупненные конструктивные элементы и на здания и сооружения в целом; для определения сметной стоимости машино-смен строит, машин; амортизационных отчислений по строит, машинам и оборудованию; дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время; накладных и заготовительно-складских расходов; плановых накоплений; затрат на временные здания и сооружения; расходов на непредвиденные работы и затраты; затрат на содержание дирекций строящихся пр-тий и др.
Сметные нормы расхода ресурсов установлены на земляные, буровзрывные, свайные работы, закрепление грунтов, каменные, бетонные, железобетонные, стальные и деревянные конструкции, внутр. сан.-технич. устройства, изоляц., отделочные работы, озеленение и т. д. с учетом многообразия соврем, строит, конструкций и методов произ-ва работ, применяемых в пром., с.-х., жилищно-гра- жданском и коммунальном стр-ве, в стр-ве трубопроводов, в ж.-д., автодорожном и аэродромном стр-ве, в морском и речном, гидротехнич., шахтном стр-ве, в стр-ве мостов и туннелей, электростанций и сетей энергетики и связи.
Нормы затрат труда и зарплаты выражены соответственно в человеко-днях и в рублях. Нормы машино-смен приведены только для крупных строит, машин; для второстепенных машин и средств малой механизации нормы выражены в рублях. Нормы расхода материалов, деталей и конструкций выражены в соответствующих единицах измерения (ж3, т и т. д.), а для второстепенных материалов, имеющих незначит, удельный вес,- в рублях.
Сметные нормы расхода ресурсов являются усредненными и предусматривают весь комплекс строит, процессов, необходимых для выполнения соответствующих конструктивных элементов или видов работ, отд. частей зданий и сооружений или возведения их в целом. Для обеспечения возможности произ-ва промежуточных расчетов между подрядчиками и заказчиками за выполненные работы в сметных нормах расхода ресурсов в необходимых случаях приведены показатели для раздельного нормирования строит, процессов, входящих в комплекс работ по возведению того или иного конструктивного элемента, но календарно оторванных друг от друга, напр., опалубочных и арматурных работ при возведении железобетонных конструкций, гид- равлич. испытаний при укладке трубопроводов и т. д.
Сметная норма для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин включают две группы затрат. В 1-й группе учитываются расходы (в руб.) на восстановление первонач. стоимости и на все виды ремонта машин, на транспортирование, монтаж и демонтаж их, на содержание машинопрокатных баз и др.; 2-я группа включает потребность в рабочих, управляющих машинами, расход горючего, электроэнергии и сжатого воздуха (в натуральных показателях).
С. н. амортизационных отчислений по строит, машинам и оборудованию устанавливаются в процентах от балансовой стоимости машин, с распределением на восстановление первонач. стоимости и на капитальный ремонт.
В сметных нормах дополнительных затрат, связанных с произ-вом работ в зимнее время, учтены все дополнит, расходы, вызываемые произ-вом работ в зимнее время, включая затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне. Эти нормы установлены по видам стр-ва в процентах от стоимости строит.- монтажных работ по 1-й части сводного сметно-финансового расчета. При составлении смет и при укрупненных расчетах к этим нормам по стройкам, расположенным в отд. областях и краях, применяются поправочные коэфф. на продолжительность зимнего периода. Нормы исчислены исходя из ритмичного выполнения работ в течение года.
Сметные нормы накладных расходов на строит, работы установлены по общесоюзным министерствам и ведомствам и по союзным республикам, а последними - по республиканским министерствам и ведомствам в процентах от сметных прямых затрат. Эти нормы применяются при определении сметной стоимости работ, выполняемых строит, орг-циями соответствующих министерств и ведомств на объектах всех заказчиков. Единые нормы накладных расходов установлены на работы по монтажу стальных конструкций и горно- капит. работы (в процентах к сметной сумме прямых затрат), а также на работы по монтажу оборудования, болотно-подгото- вит. и по лесоочистке в связи со стр-вом гидротехнич. сооружений (в процентах к сметной осн. зарплате рабочих). Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и некоторых других районах с тяжелыми условиями работы, министерства и ведомства заказчики, совместно с подрядными орг-циями, выполняющими работы, утверждают по согласованию со Стройбанком СССР повыш. нормы накладных расходов. При расчетах за строит, работы, выполненные субподрядными орг-циями, применяются нормы накладных расходов установленные для генерального подрядчика.
С.н. з а г о т о в и т е л ь н о - с к л а д- ских расходов - единые для всех министерств и ведомств в процентах от стоимости (франко-приобъектный склад) строит., санитарно-технич. и электротех- нич. материалов, оборудования и стальных конструкций.
С. н. и л а н о в ы х н а к о и л е н и й применяется единая для всех видов строит, и монтажных работ и для всех исполнителей; она выражается в процентах от сметной суммы прямых затрат и накладных расходов.
Сметные нормы затрат на временные здания и сооружения установлены по видам стр-ва в % от стоимости стр-ва по 1-й части сводного сметно-финансового расчета. Эти нормы предусматривают использование для обслуживания строит, произ-ва зданий, сооружений, энергетич. и др. хозяйств, запроектированных в составе строящегося предприятия. Затраты на стр-во и оборудование крупных индустриальных предприятий по произ-ву строит, материалов, деталей и конструкций в нормах не учитываются. Указанные нормы определяют первоначальные затраты на временные здания и сооружения. В сводном сметно-финансовом расчете учитываются возвратные суммы от этих затрат.
Нормы затрат на содержание дирекций строящихся предприятий (включая технический надзор) установлены в процентах от сметной стоимости строительства.
Нормы расходов на непредвиденные работы п затраты исчисляются в процентах от итога по 1-й и 2-й частям сводного сметно-финансового расчета.
Сметные нормы разрабатываются на основе директив партии и правительства о широком внедрении новой техники, повышении уровня орг-ции и механизации стр-ва, упорядочении сети и структуры строит, орг-ций, максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления, с учетом опыта передовых строит, орг-ций, а также последних достижений науки и новаторов строит, произ-ва.
Сметные нормы расхода ресурсов на единицу работ п нормы для определения сметной стоимости машино-смен утверждены в составе Строительных Норм и Правил (СНиП, часть 4); нормы накладных и заготовит.- складских расходов, нормы плановых накоплений, а также нормы амортизац. отчислений установлены отд. постановлениями правительства. Остальные С. н. утверждены по поручению правительства Госстроем СССР.
С. н. не распространяются на отд. конструкции уникальных зданий и сооружений, к капитальности и качеству к-рых предъявляются особые требования, а также на ремонтные работы. Строит, конструкции и виды работ, не предусмотренные СНиП, нормируются по ведомственным С. н., а при отсутствии таковых - по действующим производств, нормам на строит, работы.
По мере развития строит, техники, роста производительности труда, совершенствования орг-ции и механизации строит, работ и повышения качества стр-ва С.н.периодически пересматриваются. Госстрой СССР совместно с производств, комитетами, министерствами и ведомствами ведет работу по изучению практики применения С. н., но разработке, изданию и внедрению в стр-во прогрессивных С. н. на новые виды работ и конструкций, а также по периодич. пересмотру действующих С. н. с целью своевременного отражения в них передовых методов произ-ва работ.
Лит.: СНиП, ч. 4, Сметные нормы, Л., 1962.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗДАНИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ИХ (По Сметным нормам на строительные, работы СНиПа … 1 Строительные нормы и правила являются частным случаем технического....
Основными исходными данными для разработки единичных расценок в стр-ве являются сметные нормы на строит, конструкции и работы, приведенные в Строительных нормах и правил ах (СНиП).
Строительные нормы и правила (СНиП) являются сводом основных нормативных документов по … В части IV приведены сметные нормы на все основные " виды конструкций, общестроительных и...
ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ. 1. Объем земляных работ при разработке, экскаваторами следует исчислять без добавления объема выемки пионерных траншей и водоотводных канав в забоях; объем работ по...
КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Сметные нормы на строительные работы СНиП"а предусмат? ривают следующие типы наружного оформления стен: а) гладкие, к которым относятся стены внутренние и фасад.
Если нет необходимых сметных нормативов в имеющейся нормативно -информационной базе, то в ряде случаев можно составлять. индивидуальные сметные нормы .
Калькуляции бывают сметные , плановые, нормативные . Сметная калькуляция составляется … в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (DСн.ц)
Стальные конструкции. Нормы проектирования.
Различают плановую, нормативную , сметную и фактическую калькуляции. … Расчет себестоимости на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей принято...
Окраска плинтусов нормами предусмотрена и отдельно учитываться нг должна
Под нормой понимают элементную сметную норму (т.е. ресурсы, необходимые на единицу измерения работ в натуральных измерителях): затраты труда рабочих в человеко-часах, время работы строительных машин в машино-часах и материальные ресурсы в метрах кубических, метрах квадратных, штуках и т.д.
Нормативами , как правило, считаются укрупненные показатели или нормативы в процентах, объединенные в отдельные сборники: нормативы накладных расходов и сметной прибыли и др., показатели на укрупненные измерители.
Различают элементные и укрупненные сметные нормы (нормативы).
По уровню разработки и применения сметные нормы и расценки подразделяются на:
Государственные (федеральные) – ГЭСН, ФЕР и др.
Производственно-отраслевые, вводимые министерствами и федеральными агентствами (ПОСН).
Территориальные, вводимые органом исполнительной власти субъектов РФ (ТСН, ТЕР и др.)
Фирменные, вводимые строительными организациями (ФСН).
Индивидуальные сметные нормы (ИСН) - применяются по согласованию с заказчиком.
Все нормы и нормативы приводятся в соответствующих официальных сборниках для использования в сменном деле. Основным источником норм расхода ресурсов в настоящее время является сборники Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001). Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы норм расхода ресурсов по разделам. Цен и расценок в ГЭСН нет!!! Техническая часть включает общие указания, правила исчисления объемов работ и коэффициенты к некоторым сметным нормам. Нормы постоянно дополняются.
Главной функцией сметных норм, как уже было сказано выше, является установление нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).
Отметим, что сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в условиях, отличающихся от стандартных (высотные работы, работа в условиях стесненности, условиях Крайнего Севера и т.п.), к сметным нормам и расценкам применяются повышающие коэффициенты. Их можно найти в МДС 81-35.2004, в технических частях сборников норм и в Общих указаниях к сборникам единичных расценок. Фирменные сметные нормы строительной организации учитывают реальные условия работы конкретной организации – подрядчика.
При стесненных условиях производства работ, при реконструкции существующих зданий, при строительстве в застроенной части города применяются поправочные коэффициенты к заработной плате и эксплуатации машин – коэффициент на стесненность. При строительстве в застроенной части города к стесненным условиям относятся случаи, когда действуют не менее трех факторов: 1) интенсивное движение транспорта и пешеходов; 2) разветвленная сеть существующих подземных коммуникаций; 3) близость жилых и производственных зданий и сохраняемых зеленых насаждений; 4) стесненные условия складирования материалов; 5) плотность застройки больше 25 %.
Единичные расценки. Единичная расценка представляет собой калькуляцию прямых затрат на выполнение единицы работ или выполнение конструктивных элементов. Они составляются с использованием ГЭСН. Единичные расценки приводятся в сборниках Федеральных (ФЕР-2001) и Территориальных (ТЕР-2001)единичных расценок. В ФЕР они составлены «закрытыми», то есть с учетом стоимости материалов, наиболее типичных для выполнения данного вида работ. В сборниках ТЕР расценки, как правило, являются «открытыми», без учета стоимости основных материалов (песок, щебень, отсев, семена газонных трав и др.), стоимость которых дополнительно расценивается в сметах. Это обеспечивает большую точность сметных подсчетов, поскольку удельный вес данных материалов – основной. По ФЕР, как правило, сметы составляют, если в регионе нет своих ТЕР, либо по желанию федерального заказчика. Сборники ТЕР содержат техническую часть, состоящую из трех разделов – общих указаний, правил вычисления объемов работ, коэффициентов к расценкам.
К элементным сметным показателям следует также отнести сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «Сборник сметных цен» (ССЦ), «Сборник средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве» (СССЦ), «Стройка», «Строитель», «Строй-Маркет» и др.). (см. Приложения VII, VIII).
Современная система ценообразования включает следующие основные методические документы в строительстве: Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004);Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004); Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) и письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 г. № АП-5536\06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» и др.
Лимитированные затраты добавляются к итоговой стоимости строительных работ. Порядок их определения отражен в методическом документе – МДС 81-35.2004, п.4.34. К лимитированным затратам относят, как правило, затраты на возведение и разборку временных зданий и сооружений, дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и резерв средств на непредвиденные работы и затраты. При этом резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения.
Составление смет.
Исходными данными при составлении смет являются ведомость подсчета объемов работ или ресурсная ведомость по проектным и нормативным материалам, согласованный с заказчиком метод составления смет, нормативная база и др. Студентам-дипломникам, приступающим к составлению сметы проекта, требуется подготовить ведомость объемов работ. Важно осознавать, что каждый вид работ включает в себя проведение нескольких последовательных операций. Например, такой вид работ как устройство цветников будет включать в себя следующие операции: устройство корыта под цветники заданной глубины, подготовка почвы под цветники с определенной толщиной слоя, посадка многолетних \ однолетних цветников при заданной густоте посадки, при необходимости уход. Необходимо также учесть расходуемые материалы и их текущие цены. Стоимость работ в сметах определяется на основе объемов работ и единичных расценок.
Составление смет с применением расценок из сборников ФЕР, ТЕР и др. осуществляется в базисном или текущем уровне цен. Базисным уровнем сметных нормативов в настоящее время является уровень цен на 01.01.2000 г. Он используется с последующим пересчетом в текущие цены с помощью индексов. Стоимость материалов, не учтенных прямыми затратами расценок (при применении ТЕР!), добавляется отдельными строками при составлении смет в базовых или текущих ценах.
В настоящее время используют следующие виды сметных цен строительных материалов:
· фактические текущие сметные цены по данным бухгалтерского, складского и производственного учета предприятий-изготовителей, а также самих подрядных организаций;
· средние сметные цены на основные строительные ресурсы Российской Федерации (сборник ССЦ и др.);
· средние цены на строительные материалы в Северо-Западном региональном еженедельнике «Стройка», а также в сборниках «Строитель», «Строй Маркет» и др.
В локальных сметах виды работ группируются в разделы сметы.
Смета составляется с точностью до рубля.
Расценки из федеральных сборников разработаны в уровне цен на 01.01.2000 г. для 1-го базового района (Московской области), что требует при их использовании соответствующей привязки к местным условиям и применения двойных индексов для индексации элементов прямых затрат. Так, в Санкт-Петербурге расценки из сборников ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001 и ФЕРп-2001 применяются с учетом следующих территориальных поправочных коэффициентов к элементам прямых затрат:
· оплате труда рабочих – 1,224;
· эксплуатации машин и механизмов – 1,054;
· стоимости материалов – 1,160.
Каждая сметно-нормативная база (ФЕР, ТЕР и др.) содержит единичные расценки по группам. Единичные расценки каждой группы объединены в сборники. Например, федеральная сметно-нормативная база, шифр которой определен как ФЕР-2001, содержит единичные расценки по следующим группам:
· ФЕР - на строительные работы;
· ФЕРр – на ремонтно-строительные работы;
· ФЕМ – на монтаж оборудования;
· ФЕРп – на пусконаладочные работы.
Группа сборников единичных расценок на строительные работы состоит из 47 сборников, на ремонтно-строительные работы – из 19 сборников в одном томе и т.д. В сметных программах используются электронные варианты этих сборников. Сборники содержат сметные нормы и расценки, которые сгруппированы в разделы (подразделы) сборника. В состав сметно-нормативной базы включается также ССЦ – сборник сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации. Сметные цены в сборниках ССЦ указаны по состоянию на 1 января 2000 г. (базовые) и в текущих ценах.
При составлении смет по ТЕР допускается применение ФЕР-2001, если какие-либо работы отсутствуют в ТЕР-2001. При этом применяются поправочные коэффициенты (см. выше).
Индекс – это соотношение текущих или прогнозируемых цен и базисных цен.
Выпускаются таблицы индексов «Координационным центром по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве» во всероссийском информационно-аналитическом журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) (см. Приложения II – VI, IX), а также в «Вестнике ценообразования» «Центра мониторинга и экспертизы цен».
Программа Сметный Калькулятор, которую предлагается использовать студентам кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства для составления смет дипломного проекта, позволяет составить локальные сметы, акты выполненных работ базисно-индексным и ресурсным методом. Программа предусматривает составление локальной сметы, состоящей из нескольких разделов с последующим пересчетом в уровень текущих цен с учетом индексов удорожания, ставок накладных расходов и плановых накоплений по видам работ по каждому разделу и по смете в целом. Стоимость ресурсов, неучтенных расценкой можно включить в смету как по ценам сборника сметных цен на строительные ресурсы, машины и механизмы (ССЦ – 2000) с последующей индексацией, так и по текущим ценам.
Сметными нормативами обобщенно называется комплекс сметных норм и расценок, объединенных в отдельные сборники. Они наравне с правилами и положениями, включающими в себя необходимые требования, являются основой для подсчета сметной стоимости в строительстве.
Сметной нормой называется совокупность ресурсов, которая установлена на принятый измеритель при проведении строительных, монтажных и прочих видов работ. Сюда включаются:
- затраты труда специалистов-строителей;
- затраты времени работы специализированной строительной техники;
- потребности в материалах, конструкциях и изделиях и прочее.
Главная функция сметных нормативов - определение нормативной потребности в ресурсах, которые минимально необходимы и достаточны для осуществления необходимых видов работ. Они используются в качестве основы для дальнейшего перехода к стоимостным показателям.
В сметных нормах предусматривается выполнение работ в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами. Если работы проводятся в особых условиях, то к действующим сметным нормативам применяются дополнительные коэффициенты. К таким условиям относится:
- загазованность;
- стесненность;
- близость к действующему оборудованию;
- специфические районные факторы (высокогорность, безводность и так далее).
Сметные нормативы Российской Федерации делятся на несколько типов:
- ГСН (государственные сметные нормативы , они же федеральные сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся Госстроем России;
- ОСН (отраслевые сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся в действие министерствами, а также иными органами федерального управления. Они относятся к производственно-отраслевому строительству, ведущемуся в пределах той отрасли, для которой нормы и разработаны;
- ТСН (территориальные сметные нормативы ) - их вводят органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении строительства, которое ведется на территории конкретного региона. К примеру, существуют территориальные сметные нормативы для Москвы ;
- ФСН (фирменные (индивидуальные) сметные нормативы) - они учитывают реальные условия и специфику работы конкретного предприятия-исполнителя работ, которое находится в ведомственном подчинении.
Выбор конкретных сметных нормативов в строительстве для ведения расчетов определяется, в первую очередь, требованиями к используемым нормам со стороны заказчика работ по строительству, ремонту или монтажу. В отдельных случаях заказчик и исполнитель могут прийти к договоренности об использовании договорных расценок.
Заказчики обычно склоняются к использованию федеральных или территориальных сметных нормативов (если последние выпускались в данном конкретном регионе). Значительно реже используются отраслевые нормы, к примеру, они бывают востребованы в энергетической и нефтедобывающей отрасли. Самыми редкими в применении являются нормативы, разработанные для конкретного предприятия.
При использовании федеральных сметных нормативов для регионов осуществляется их корректировка с учетом местного уровня цен на материалы, работы и оборудование. В территориальных нормах уже сделаны поправки на местные условия. Данные нормативы также называют привязанными, именно их предпочтительно использовать в регионах.
В настоящее время в нашей стране действует несколько видов сметных нормативов . Перечислим и коротко опишем каждый из них.
1. ГЭСН (государственные элементные сметные нормы) от 2001 года. Они разработаны в Госстрое России, основное назначение заключается в определении состава работ и потребности в необходимых для их выполнения ресурсах. ГЭСН являются основой для разработки различных единичных расценок (ЕР) - федерального, территориального и отраслевого назначения. В них содержатся только количественные сведения по работе, они могут использоваться для разработки локальных смет по ресурсному методу.
Для кодировки ГЭСН используется числовой шифр типа 00-00-000-00. В нем последовательно указываются:
- номер сборника;
- номер раздела;
- номер таблицы;
- номер расценки в таблице.
2. ФЕР (федеральные единичные расценки) от 2001 года. Они также разработаны в Госстрое России на основе ГЭСН в ценах 2001 года. Их разработка проведена для базового региона страны, в качестве которой используется Московская область. Расценки предназначены для того, чтобы определять стоимость работ, в них содержатся необходимые для этого стоимостные показатели. Могут применяться для разработки локальных смет по базисно-индексному методу в отношении объектов, финансируемых из государственного бюджета.
3. ТЕР (территориальные сметные расценки) от 2001 года. Их разработкой занимаются территориальные центры по ценообразованию в строительстве, использующие в качестве основы ГЭСН с региональными ценами на 2001 год. Структура у них обычно аналогична сборникам ФЕР . ТЕРы применяются для разработки локальных смет на объекты, финансируемые из местного бюджета.
4. ТСН (территориальные сметные нормы). Разрабатываются городскими и другими территориальными центрами по ценообразованию. Например, для Москвы предусмотрены свои нормы МТСН в ценах 1998 года, которые используются при разработке локальных смет на объекты, финансируемые из московского городского бюджета.
Для того, чтобы сметы можно было рассчитывать в текущих ценах, выпускаются специальные коэффициенты пересчета (КП). Для той или иной нормативной базы они могут использоваться в отношении как отдельных расценок, так и видов работ.
Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных
норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые тре- бования по выполнению строительных работ, они служат для опре- деления сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предпри- ятий всех отраслей народного хозяйства.Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работни- ков строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т. п.), установленная на при- нятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главная функция сметных норм - определить нормативное количество ре- сурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. В случае проведения ра- бот в особых условиях - стесненности, загазованности, вблизи действую- щего оборудования, в районах со специфическими факторами (безвод- ность, высокогорность и др.) - к сметным нормам применяются коэффици-енты, приведенные в общих положениях к сборникам нормативов (общая, техническая части, указания по применению).
2.1. Существует 4 вида нормативов:
-ГФСН (государственные федеральные сметные нормативы) - сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России.
-ПОСН (производственно-отраслевые сметные нормативы) - сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственно-отраслевого строитель-ства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли, для кото- рой они разработаны.
-ТСН - сметные нормативы, вводимые в действие органами исполни-тельной власти субъектов РФ для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона.
-ФСН (фирменные сметные нормативы) - индивидуальные сметные нор- мативы, учитывающие реальные условия и специфику деятельности кон-кретной организации - исполнителя работ, находящегося в ведомственном подчинении.
То, какими нормативами Вы пользуетесь, зависит в первую очередь от тре- бований к используемым нормативам со стороны Заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае, стороны (За- казчик и Исполнитель) могут договориться о договорных расценках
Чаще всего заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регио- не). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.
Использование федеральных норм в регионах сопровождается их коррек- тировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же норма- тивы, выпущенные местными проектными институтами или региональны-ми центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия (эти нормативы еще называют привязанными) и их использование регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее.
2.1.1. Сейчас на территории России действуют следующие виды нормативов:
Государственные Элементные Сметные Нормы (ГЭСНы) 2001 г - разработаны Госстроем России, предназначены для определения состава работ и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения работ, и используются для разработки единичных расценок (сборников ЕР) различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых). Содержат только количественные данные по работе. Могут быть использованы для составления локальных смет ресурсным методом.
На примере первой расценки рассмотрим принцип кодировки :
01-01-001-01
Номер сборникаНомер разделаНомер таблицыНомер расценки в таблице
Федеральные Единичные Расценки (ФЕРы) 2001 г. - разработаны Госстроем России на основании ГЭСН в уровне цен 2001 г. для базового региона страны (Московская область), предназначены для определения стоимости работ. Содержат стоимостные показатели для работ. Могут быть использованы для составления локальных смет базисно-индексным методом по объектам, финансирование которых осуществляется из Государственного бюджета.
Что такое стоимостные показатели?
Основной показатель стоимости работ - прямые затраты на работу (ПЗ). Прямые затраты единичной расценки состоят из:
Шифра
Наименования работ или затрат
Единицы измерения
-стоимости работ на единицу измерения.
шифр - буквенно-цифровой код, включающий номер сборника и порядко-вый номер расценки в сборнике;
наименование работ или затрат - текст, определяющий существо про-изводимой работы;
единица измерения - наименование единицы, в которой данная расценка измеряется: метры, штуки т.д. и стоимость которой определена чи-словыми данными;
числовы е данные - денежное выражение стоимости единицы работы или затрат в рублях, а затрат труда - в человеко-часах.
Стоимость единичной работы или прямые затраты рассчитывается по формуле:ПЗ = ЗП + ЭМ (в т.ч. ЗПМ) + Мат ,где
ЗП - заработная плата рабочих, не занятых управлением машинами
ЭМ - стоимость эксплуатации машин
ЗПМ - заработная плата рабочих, занятых управлением машинами
Мат - стоимость материальных ресурсов;
Помимо денежных показателей, в прямых затратах указываются затраты труда (трудоемкость) - в человеко-часах на производство этих работ. Для каждой единичной расценки предусмотрена расшифровка перечня ре-сурсов, указанных в прямых затратах (расценках) сборника. Обоснованием расхода заработной платы, затрат труда, использования машин и механизмов, расхода материалов на каждую позицию прямых за-трат служат элементные сметные нормы (ЭСН), являющиеся частью СНиПов. Это позволяет определить расход затрат в натуральном выражении по каждой строчке прямых затрат (расценок).
Помимо этого в расценке присутствуют т.н. неучтенные ресурсы. Это ресурсы, стоимость которых не учтена в ПЗ, но при составлении смет должна учитываться при расчете затрат по расценке.
Территориальные Единичные Расценки (ТЕРы) 2001 г. - разрабатываются территориальными центрами по ценообразованию в строительстве на основании ГЭСН-2001 в уровне региональных цен 2001 года. По структуре обычно аналогичны ФЕРам. Используются для составления локальных смет при финансировании из местного бюджета.
Московские Территориальные Сметные Нормы 1998 года (МТСН 81-98 ) - разработаны Московским Центром по Ценообразованию в Строительстве «Мосстройцены» в уровне цен г. Москвы 1998 г. Используются для составления локальных смет при финансировании из бюджета г.Москвы.
Территориальные Сметные Нормы 2001 г (ТСН-2001) - разработаны Московским Центром по Ценообразованию в Строительстве «Мосстройцены» в уровне цен г. Москвы 2001 г. Используются для составления локальных смет при финансировании из бюджета г.Москвы. Структура ТСН-2001аналогична структуре МТСН 81-98.
Для расчета смет в текущих ценах выпускаются Коэффициенты пересчета (КП ) в текущие цены. В зависимости от нормативной базы они могут применяться как по отдельным расценкам, так и по видам работ.