Венчают ли в воскресенье. Дни, подходящие для венчания

Венчание - древний и таинственный обряд, имеющий огромное значение для влюбленной пары. Этот шаг нужно делать осознанно, не нужно идти венчаться только потому, что это «модно» или «так сказали родители».

Существует ряд условий, которые необходимы для осуществления этой православной церемонии:

Социальные:

  • Прежде всего, наличие свидетельства о браке, ни один из супругов не должен быть в браке с третьим лицом;
  • Подходящий возраст: в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в некоторых случаях невеста может быть младше и венчаться в 16 лет;
  • Запрещено венчать кровных родственников до 3-го колена.

Христианские:

  • Оба супруга должны исповедовать христианство, брак между представителями разного вероисповедания не одобряется;
  • Не допускается венчание крестных одного ребенка или крестников;
  • Венчаться можно не более 3 раз за жизнь, причем предыдущие союзы расторгаются по всем канонам православия;
  • Венчание должно быть добровольным, оно не проводится, если хотя бы один из молодоженов прилюдно заявляет об атеизме либо является психически больным;
  • Свидетели венчания не должны быть овдовевшими или разведенными, обязательно крещеными;
  • Беременным невестам венчаться МОЖНО.

Внешний вид молодоженов для обряда венчания

Для невесты . Поскольку венчание - церемония длительная, удобная обувь и одежда - это необходимость. Нельзя венчаться в брючном костюме, даже если он белый и закрытый, недопустимы платья темных цветов, юбка должна быть не ниже колена. Фату лучше выбирать не слишком длинную и пышную, ведь в церкви придется держать свечи, ходить вокруг алтаря, а массивная фата будет препятствием. Открытые плечи и декольте можно прикрыть болеро, палантином или свадебной накидкой. Голова должна быть покрыта фатой, вуалью или платком.

Что касается обуви, настоятельно рекомендуем отказаться от шпилек, потому что стоять на них битый час - настоящее мучение. Оптимальный вариант - балетки, туфли на устойчивом каблуке или небольшой платформе. Макияж должен быть скромным, нежелательна губная помада, поскольку во время венчания придется целовать крест, икону, венец. Не делайте очень высокую прическу: во-первых, под платком она будет смотреться нелепо, во-вторых, на ней может не держаться венец, в-третьих, пожалейте свидетеля, постоянно держать над высокой конструкцией корону - дело утомительное.

Для жениха . Выбирайте для венчания костюм или просто брюки с рубашкой с длинным рукавом. Не допускается спортивная одежда, демонстрация татуировок, пирсинга. Если у жениха длинные волосы, их желательно собрать в хвост.

У жениха, невесты и свидетелей должны быть нательные крестики, у всех присутствующих женщин скромные наряды и покрытая голова.

Важные правила подготовки венчания

  • Приходите в церковь заранее, чтобы поставить свечи, духовно подготовиться к обряду;
  • Во время церемонии запрещается бродить по храму: на алтарь, к примеру, в принципе не разрешается заходить;
  • Отключите мобильные телефоны, разговоры во время венчания - неуважение к священнослужителям;
  • Если вы хотите провести фото- или видеосъемку, заранее поинтересуйтесь, разрешена ли она. Допускается только репортажная съемка, позирование в церкви неуместно;
  • Во время венчания принято стоять, так что попросите гостей взять запасную удобную обувь. Только люди пожилого возраста могут разместиться на скамейках;
  • По традиции женщины размещаются в левой части храма, а мужчины - в правой.

Коротко об обряде венчания

Согласно церковным канонам, венчание - это союз любящего мужчины и женщины, освященный перед Богом и людьми. Вовсе не обязательно проводить его сразу после росписи в ЗАГСе, главное - чтобы вы были к этому готовы.

Обряд состоит из четырех этапов: сначала диакон приносит обручальные кольца, а священник дает паре зажженные венчальные свечи. Молодожены должны трижды обменяться кольцами - это символ того, что они обручены. Второй этап - само венчание. Священник читает молитвы, дает поцеловать крест и кладет на голову жениха венец с изображением образа Христа Спасителя. Та же процедура повторяется с невестой, только на ее венце - образ Божьей Матери. Свидетели стоят позади молодоженов, придерживая венцы (или короны) над головами пары.

Третья церемония - причащение из чаши. Новобрачные отпивают по глотку хереса или кагора, нужно осушить чашу до дна за три приема. Затем священнослужитель трижды обводить жениха и невесту вокруг аналоя, соединив их руки. Последний этап - царские врата: молодые целуют крест, иконы. После окончания церемонии им отдают принесенные иконы - их нужно поставить на почетное место в доме. Собственно, уже можно поздравлять повенчанных!

Как подготовиться к венчанию?

Прежде всего, нужно выбрать дату церемонии и приобрести все необходимое. Вам понадобится: икона Спасителя, икона Божьей Матери, венчальные свечи, белые платочки для того, чтобы их удерживать, обручальные кольца, рушник. По традиции мужу покупают серебряное кольцо, а жене - золотое, принести их нужно заранее, чтобы священник мог их освятить. Иконы чаще всего дарят родители. С собой также приносят бутылку вина для церемонии причастия.

Накануне венчания жених и невеста должны поститься, сходить на исповедь и причаститься. Также хорошо бы побеседовать с батюшкой - он расскажет вам о важности принятого решения и поможет настроиться на нужный лад.

Когда можно венчаться?

Понедельник, среда, пятница и воскресный день - выбирайте подходящую дату, ведь во вторник, четверг и субботу венчание не проводится. Нельзя венчаться, если у невесты менструация. Не совершается церемония в большие церковные праздники (и накануне их), в сплошные седмицы, во время многодневных постов, в день престольного праздника церкви (дату уточните у священнослужителя). Провести венчание в день, когда оно запрещено, можно только с разрешения правящего архиерея.

Календарь венчаний на 2016 год

Самые неблагоприятные для венчания месяцы: первая половина января, март, апрель и декабрь.

Примечание : зеленым цветом отмечены даты, подходящие для венчания.

Венчание - это церковное таинство, история которого насчитывает не одно столетие и которое имеет особый смысл. Заключая церковный брак, супруги тем самым создают свой небесный союз и получают на него благословение свыше. Календарь венчаний на 2018 год говорит, что не все даты для него подходят, независимо от того, решите ли вы провести свадьбу в январе или ноябре..

Когда можно венчаться

К совершению таинства допускаются только крещеные и православные пары. Никакие другие случаи и варианты невозможны. Кроме того, обязательным будет наличие гражданского свидетельства о заключении брака в ЗАГСе. Это делается для того, чтобы избежать многоженства и иных недопустимых церковью и государством случаев. Поэтому план свадебного дня стоит выстраивать с учетом такой особенности обряда.


Вот когда можно венчаться в 2018:

  • В январе : 21,22, 24, 26 числа
  • В феврале : 5, 7, 9 числа
  • В апреле : 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 29, 30 числа
  • В мае : 2, 4, 6, 7, 9, 11, 14, 18, 20, 21, 23, 25 числа
  • В июле : 13, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 2, 29, 30 числа
  • В августе : 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 29, 31 числа
  • В сентябре : 2, 3, 5, 7, 9, 12, 14, 16, 17, 19, 23, 24, 28, 30 числа
  • В октябре : 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 15, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 31 числа
  • В ноябре : 2, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 21, 23, 25, 26 числа.


В какие дни проводить венчание в 2018 году, можно выбрать из этого списка. При этом необходимо учитывать и собственные пожелания и особенности подготовки свадьбы.

В какие дни нельзя венчаться

Для совершения таинства подходят не все дни недели. По православным канонам, независимо от календаря на 2018 год, нельзя обвенчаться по вторникам и четвергам. Эти дни, по православной традиции, предшествуют постным дням. Также не подходит суббота, ведь она является кануном воскресенья - выходного и праздничного дня. Поэтому ответ на вопрос, как выбрать дату свадьбы , должен учитывать и эти нюансы.


Венчание в 2018 году не должно также попадать на непереходящие праздники:

  • Рождество (7 января)
  • Обрезание Господне (14 января)
  • Крещение (19 января)
  • Сретенье Господне (15 февраля)
  • Благовещение (7 апреля)
  • Преображение Господне (19 августа)
  • Успение пресвятой Богородицы (28 августа)
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  • Воздвижение Креста (27 сентября)
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).


По православной традиции, эти дни истинно верующий человек должен воссоединяться с церковью, а не мирским радостям и заботам. Для проведения обряда в эти дни необходима особая причина и следующее за ней разрешение священника. Чтобы провести церемонию в праздник, необходима веская причина и разрешение священника.

Кроме того, неподходящие дни для венчания в 2018 году - это двунадесятые переходящие праздники: Входа Господня в Иерусалим (1 апреля), Вознесения Господня (17 мая), Дня Святой Троицы (27 мая). Это время стоит уделить добрым мыслям и молитвам, а не мирским хлопотам.


Также таинство не проводится:

  1. Во время Успенского (середина августа), Петрова постов (июнь), а также Великого (в марте) и Рождественского (в декабре) поста.
  2. Во время рождественских Святок (с 7 по 18 января).
  3. Во время Мясопустной, Сырной, Сыропустной и Пасхальной седмиц.
  4. Накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
  5. Накануне хрaмовых праздников.

Запрещено проводить венчание и в день самого главного православного праздника - Воскресения Господня, которое согласно религиозного календаря в 2018 году будет отмечаться 8 апреля.

Стоит также помнить, что существует не только календарные, но и морально-этические ограничения по совершению таинства. Так, не разрешается венчаться:

  • Лицам, не достигшим 18-летнего возраста
  • Людям в преклонном возрасте (мужчинам после 70, женщинам после 60 лет)
  • Находящимся в кровном родстве
  • Вступающим в брак в четвертый и более раз
  • Имеющим духовный сан и давшим обет безбрачия.

Если один из будущих супругов находится в разводе и был повенчан в предыдущем браке, то, ему или ней необходимо сперва пройти обряд развенчания, прежде чем заново заключать церковный союз. Для этого необходимо получить разрешение епархии после анализа причин развода.


Благоприятные дни для венчания

По традиции, самым популярным и одобряемым церковью днем для совершения этого обряда считается воскресенье. Также календарь рекомендует, чтобы венчание в 2018 году приходилось на понедельник, среду или пятницу.

Благоприятным временем может стать промежуток между Крещением и Масленицей (20 января - 12 февраля). Большинство же венчаний проходит в первое воскресенье после Пасхи. Это время называется Красной горкой и в 2018 году она придется на 15 апреля. Верующие считают, что если совершить таинство именно в этот день, то тогда пара будет счастлива, а брак ее нерушим в течение долгих лет.

Хорошими датами считаются богородичные, которые, совпадают с благоприятными днями недели. Например, день Казанской иконы Божьей Матери, который приходится на воскресенье 4 ноября. Считается, что Казанская Божья Матерь может оказать помощь в любой жизненной ситуации. Она также оберегает любовь и семейные ценности. Обвенчаться в этот день значит обрести взаимное счастье, укрепить чувства и сделать своих будущих детей счастливыми и здоровыми.


Благоприятным днем для венчания может быть также День иконы Иверской Божьей Матери, который в 2018 отмечается 26 октября. Эта икона удерживает молодые семьи от измен, а также защищает их от конфликтов и недопонимания.

Также православный календарь венчаний рекомендует выбрать для проведения таинства День памяти Николая Чудотворца, который отмечается 22 мая. Этот святой известен в православной традиции как обладатель необычных способностей, благодаря которым он исполняет все искренние просьбы людей, а также помогает им в их делах.


Наконец, хорошим периодом считается время с 12 июля по 13 августа. По православному календарю это дни между постами, Петровым и Успенским.

Календарь для венчания на 2018 год насыщен правилами и ограничениями на совершение обряда венчания. Чтобы не запутаться в них, портал Свадебка.ws рекомендует обратиться с вопросом напрямую к священнику, и тот обязательно поможет найти подходящую дату.

    18793 просмотра

    В Пасху, накануне и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью, своими малыми личными нуждами. При необходимости венчаться в эти дни, требуется согласование со священником;

    Накануне престольных праздников (в каждом храме свои престольные праздники);

    В Сырную , в продолжение и седмицы. Венчание в преду-го-то-ви-тель-ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны.

    Во время , и постов ;

    Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим . Если же венчание совершено в день, когда это запрещено церковным уставом, то это не делает таинство недействительным.

    О смысле и на портале АЗБУКА ВЕРЫ.

    Согласно современной практике Русской Православной Церкви, Таинству Брака должна предшествовать гражданская регистрация брака, как дополнительное свидетельство ответственности вступающих в брак и серьёзности их намерений.

    Для перехода в ежедневный календарь нажмите число.

    Календарь венчаний на 2019, 2020 и другие годы

    дни венчаний

    Современная практика в Поместных Православных Церквах относительно венчальных дней

    В Константинопольской и Элладской Церквах нельзя венчать: в посты Великий (от Сыропустной недели), Успенский, Рождественский (с 18 по 24 декабря), в Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Богоявление, а также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, если он приходится на постный день.

    В Кипрской Церкви — в посты Великий (с Сыропустной недели), Рождественский (с 13 по 25 декабря включительно), в среды и пятницы, а также в сплошные седмицы (т. е. в Сырную и Светлую седмицы и неделю Святого Духа), 5 и 6 января (Крещение Господне), в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

    В Румынской Церкви — в посты Великий (кроме Сыропустной недели и по архиерейскому благословению — в Благовещение), Успенский, Рождественский (по архиерейскому благословению разрешается венчание в Николин день), в среду и пятницу, в Светлую седмицу, накануне и в дни Господских праздников, в период от Рождества Христова до Богоявления.

    В Сербской Церкви — во время четырех больших постов, в среду и пятницу, 18 января (накануне Крещения Господня) и Воздвижения Креста Господня, в Пасху и Светлую седмицу.

    Сравнение нынешних практик Поместных Церквей показывает, что только в Русской Церкви не совершается венчание во вторник, четверг и субботу. В грекоязычном православном мире суббота и воскресение являются основными днями венчаний, и при этом неизвестно о каких-либо критических высказываниях относительно этой практики представителей афонского монашества, которое на протяжении веков оказывало исключительное влияние на христианскую жизнь православных балканских народов. А один из канонов византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Также видно, что в большинстве Церквей не запрещены венчания накануне постных дней, а современная русская практика на запрет венчаний во вторник и четверг, противоречит как общему церковному преданию о постных днях, так и практике остальных Церквей. В то же время, известно, что эта практика сложилась весьма поздно, не ранее XVII века.

    Еще век назад обряд венчания был обязательным, сегодня мужчины и женщины вступают в церковный брак исключительно по желанию. Вы тоже решились на венчание в церкви в Москве или области? Это серьезный шаг, к которому следует тщательно подготовиться – я расскажу вам обо всем необходимом.

    Благоприятные дни для венчания, Красная горка

    В отличие от обычных свадеб, обряд венчания проводится в определенные дни и время суток. Наиболее благоприятные дни для венчания – воскресенья, также церковные браки заключаются по нечетным дням (понедельникам, средам и пятницам). И, напротив, по четным дням обвенчаться невозможно.

    В 2018 году есть особенная дата для проведения венчания в церкви в Москве – праздник Красная горка, выпадающий на 15 апреля. Этот день издревле считался лучим для свадьбы, заключенный в этот праздник брак будет долгим, крепким и счастливым.

    Обряд проводится в середине дня, он занимает не менее двух часов, что обязательно нужно учитывать при подготовке.


    Однако есть не только благоприятные дни для венчания, но и «запрещенные» даты:

    • Святки (с вечера 6 по 19 января 2018 г.);
    • В канун Сретения Господня (14 февраля);
    • На Сырной неделе (семь дней до начала Великого поста, более известна, как Масленица, в 2018 году с 12 по 18 февраля);
    • В канун Благовещенья Пресвятой Богородицы (6 апреля);
    • В Великий пост (семь недель до Пасхи, в 2018 году с 19 февраля по 7 апреля);
    • В Пасхальную неделю (в 2018 году — с 9 по 15 апреля);
    • В канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи, в 2018 году – 16 мая);
    • В канун и день Святой Троицы (49-й и 50-й день после Пасхи, в 2018 году – 26 и 27 мая);
    • В Петров пост (начинается во второй понедельник после Троицы, в 2018 году с 04 июня по 11 июля);
    • В Успенский пост (с 14 по 27 августа);
    • В канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября);
    • В канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
    • В канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября);
    • В канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября);
    • В Рождественский (или Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).

    Если вы решили заключить союз на небесах, то мы рекомендуем уже сейчас выбрать дату, в противном случае вам просто-напросто не удастся реализовать задуманное.

    Сколько стоит венчание, подготовка к обряду

    К таинству следует подходить обдуманно и серьезно. Рекомендуется посетить церковь для разговора со священнослужителем. Вы заранее договоритесь о дате и получите все необходимые наставления. И, конечно же, узнаете, сколько стоит венчание в церкви – да, даже заключение церковного брака не происходит бесплатно!


    Следует знать, что нужно для венчания, и заблаговременно подготовиться. Список довольно широк:

    • Молодожены и свидетели должны быть крещеным православными;
    • Наличие свидетельства о браке;
    • Соблюдение церковных традиций. Перед обрядом молодожены должны исповедаться, причаститься и поговорить со своим духовником, некоторое время поститься. А за день запрещены интимные отношения;
    • Необходимо приобрести венчальные предметы – обручальные кольца вместе с рушником (специальным белым полотенцем), коны Богородицы и Иисуса Христа, венчальные свечи;
    • Благословение от священнослужителя на фото и видеосъемку. Кстати, свидетелями не обязательно выбирать мужчину и женщину – это могут быть двое мужчин. Напомним, что венчание в церкви в Москве занимает несколько часов, в течение которых свидетели держат венцы над невестой и женихом – обычно мужчинам справиться с этой задачей проще, чем женщинам.

    Церковь не только регламентирует подготовку и проведение венчания, но и ставит запреты:

    Запреты для венчания

    • Запрещено венчаться некрещеным или людям иной веры;
    • Обряд невозможен без предварительного посещения ЗАГСа;
    • Запрещено венчаться кровным родственникам до 4-го колена;
    • Запрещено венчаться людям со слишком большой разницей в возрасте, а также если они не достигли установленного законом возраста;
    • Запрещено венчаться людям с наличием психических заболеваний. Наконец, в число запретов для венчания входит и женитьба без благословления родителей.

    Наряды молодоженов для венчания

    Церковь довольно лояльно относится к одежде и виду молодоженов, однако есть несколько простых требований.

    Невесте лучше прийти в скромном белом платье скромного покроя, обязательно наличие фаты либо платка. Макияж не возбраняется, но он не должен быть скромным. Для жениха все проще – он должен прийти в нарядном костюме.

    Поэтому решая, что нужно для венчания, подумайте и о подобающих нарядах.

    Организация венчания

    Задумавшись о венчании, нужно позаботиться о множестве мелочей, они легко могут быть упущены из виду, что подпортит впечатление от таинства. Решить эту проблему помогут услуги свадебного организатора. Я сделаю все необходимое для качественной подготовки венчания – ваш союз будет заключен на небесах, а обряд оставит только лучшие воспоминания!

    Венчание

    Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

    Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

    Таинство Венчания: как к нему готовиться?

    Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

    Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

    Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

    Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

    Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

    Как выбрать день для венчания?

    День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
    Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

    Желательно пригласить двух свидетелей.

      Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
    • Икону Спасителя.
    • Икону Божией Матери.
    • Обручальные кольца.
    • Венчальные свечи (продаются в храме).
    • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

    Что надо знать свидетелям?

    В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

    Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

    О поведении в храме во время Таинства Венчания

    Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

    Как происходит обручение?

    Венчанию предшествует обручение.

    Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

    Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

    То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

    Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

    Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

    Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
    Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

    По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

    Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

    Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

    Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

    Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

    После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

    После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

    Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

    Как совершается венчание?

    Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

    Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

    Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

    Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
    (“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

    И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

    Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

    Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

    Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

    После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

    Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

    Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

    Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

    После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

    Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

    Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

    Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

    Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

    Возложение венцов и слова священника:

    “Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

    Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

    Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

    Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

    После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

    После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

    Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

    В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

    После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

    Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

    Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

    При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

    При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

    Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

    Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

    “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

    “И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

    Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

    Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.