Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Малинищинская средняя общеобразовательная школа»
Реферат
по физической культуре
Акимова Алина
«Малинищи»
Введение
1. Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции
1.1 Бег на короткие дистанции (спринт). Эстафетный бег
1.2 Бег на средние дистанции. Кросс
2. Техника прыжков в высоту, длину различными способами
2.1 Прыжки в высоту с разбега
2.2 Прыжки в длину с разбега
3. Метание снарядов
3.1 Метание гранаты
3.2 Толкание ядра
Список используемой литературы
Введение
Греческое слово «атлетика» в переводе означает борьбу, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически развитых, сильных людей.
Современная легкая атлетика - это вид спорта, включающий такие упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, и многоборья, составленные из перечисленных упражнений. По многочисленным легкоатлетическим упражнениям проводятся спортивные соревнования, организуется подготовка спортсменов. Легкая атлетика является важным средством физического воспитания молодежи.
Тема моего реферата актуальна в настоящее время, так как легкой атлетикой занимаются миллионы людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование - все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».
Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе -- на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.
В теме моего реферата глубоко освящены такие легкоатлетические соревнования, как бег на различные дистанции, метание различных снарядов, прыжки.
1. Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции
1.1 Бег на короткие дистанции (спринт). Эстафетный бег
Бег на короткие дистанции (спринт) характеризуется выполнением кратковременной работы максимальной интенсивности. К нему относится бег на дистанции от 30 до 400 м. Для удобства изучения технику бега принято условно подразделять на четыре части: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование.
Начало бега (старт) выполняется как можно быстрее. Доли секунды, потерянные на старте, трудно, а порой и невозможно отыграть на дистанции. Наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом отрезке дистанции (20-25 м) достигнуть максимальной скорости.
Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. В зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35-45 см от линии старта (1-1,5 стопы), а задняя - 70-85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное отталкивание обеими ногами при начале бега. Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50°, а задней - 60-80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18-20 см.
Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2-3 м назад и сосредоточивает свое внимание на предстоящем беге. По команде «На старт!» бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги - в переднюю колодку и опускается на колено сзади стоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки позади стартовой черты на ширину плеч или немного шире. Руки у линии старта опираются на большой, указательный и средний пальцы, причем большие пальцы обращены друг к другу, а руки выпрямлены в локтях, голова удерживается прямо, масса тела частично перенесена на руки,
По команде «Внимание!» спортсмен разгибает ноги и отрывает колено от земли, поднимает таз и подает плечи впереди. Значительная часть массы тела переносится на руки, упор стопами в колодки при этом остается достаточно сильным. Туловище слегка согнуто, голова опущена, взгляд направлен вниз - вперед. Это положение бегун должен сохранить без движения до следующей команды. Носки ног и пальцы рук стартующего обязательно должны касаться поверхности дорожки. Промежуток времени между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентируется. Интервал определяется стартером. Это обязывает бегуна сосредоточиться для восприятия стартового сигнала.
По команде «Марш!» (или выстрелу) бегун энергично отталкивается ногами и выполняет быстрые движения согнутыми в локтях руками. Отталкивание производится под острым углом к дорожке. Движения при выходе со старта выполняются максимально быстро.
Стартовый разбег выполняется на первых 10-14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать наибольшую скорость. На первых двух-трех шагах он стремится наиболее активно выпрямлять ноги при отталкивании и следит за тем, чтобы стопы не поднимались над дорожкой высоко. Длина шагов постепенно возрастает. Длина первого шага будет равна 4,5-5 стопам, если измерять от задней колодки, второго шага - 4,5, пятого - 5, шестого - 5,5 стоп и т. д. И так до 8-9 стоп в шаге. Длина шагов во многом зависит от индивидуальных особенностей бегуна: силы ног, длины тела, физической подготовленности и др. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной. Хорошим беговым шагом будет такой шаг, длина которого на 30-40 см превышает длину тела бегуна. Туловище при этом постепенно выпрямляется, движения рук набирают максимальную амплитуду.
Бег по дистанции. Набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища и без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции спринтера-мастера характеризуется широкими и частыми шагами с мощным отталкиванием. Важную роль при этом играет быстрый вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику спринтерского бега, спортсмен должен с первых занятий стремиться бежать на передней части стопы, почти не касаясь пяткой дорожки. Энергичная работа руками не должна вызывать подъема плеч и сутулости спины.
Финиширование - это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью или боком. Новичкам рекомендуется пробегать финишную линию с полной скоростью, не думая о броске на ленточку.
В беге на 200 и 400 м старт принимают обычно на вираже беговой дорожки. Это позволяет пробегать начальный отрезок дистанции по прямой: при этом легче развить максимальную скорость. При подбегании к повороту для борьбы с центробежными силами спринтер плавно наклоняет туловище влево и слегка поворачивает в эту же сторону стопы ног. Чем выше скорость бега и больше кривизна поворота дорожки, тем больше туловище наклоняется к центру окружности.
Эстафетный бег
Эстафетный бег - командный вид соревнований, в котором участники поочередно пробегают отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку. По правилам соревнований эстафетная палочка имеет массу не менее 50г, длину 30 см и диаметр 4 см, Передача эстафетной палочки разрешается только в зоне, по длине равной 20 м. Техника бега с эстафетной палочкой практически не отличается от бега по дистанции. Важное значение в эстафетном беге имеет техника передачи эстафетной палочки, которая происходит на большой скорости в ограниченной зоне.
Команда считается закончившей дистанцию бега в том случае, если эстафетная палочка пронесена от старта до финиша без нарушений правил соревнований. Она передается из рук в руки, бросать ее или перекатывать по дорожке не разрешается. Если во время передачи эстафетная палочка будет обронена, то ее должен поднять передающий. При передаче палочки запрещается какая-либо помощь одного участника другому.
Участники первого этапа, как и в беге на короткие дистанции, могут начинать бег из положения низкого старта. Принимающий эстафету может сделать на дорожке со стороны передающего контрольную отметку на расстоянии 7- 9 м от места своего старта. Это расстояние уточняется в процессе тренировки. Сделав отметку, принимающий становится в начале зоны передачи в положении высокого или полунизкого старта и, сосредоточив внимание на контрольной отметке, ожидает бегуна своей команды.
На этапах длиной до 200 м при беге по отдельным дорожкам принимающему эстафету разрешается стартовать за 10 м до начала зоны передачи. Контрольная отметка в этом случае делается в 7-9 м от места старта принимающего бегуна.
Для принимающего эстафету очень важно правильно рассчитать начало своего бега, чтобы передача эстафетной палочки произошла в зоне передачи и на полной скорости. Как только принимающий заметит, что передающий добежал до контрольной отметки, он стремительно начинает бег, развивая возможно большую скорость. К середине зоны передающий эстафету должен сблизиться с принимающим на расстояние вытянутых рук, скорость бега обоих должна сравняться. Это положение является лучшим для передачи эстафетной палочки. Передающий голосом подает обусловленный сигнал («Гоп!» или др.). По этому сигналу принимающий, не снижая скорости бега, опускает руку назад. При этом ладонь должна быть опущена вниз, а большой палец направлен к бедру. В это мгновение передающий движением снизу вкладывает эстафетную палочку в ладонь принимающего. Идеальной будет такая передача, когда бегуны, идя в ногу, на полной скорости и не нарушая ритма работы рук, не сделав ни одного шага с вытянутыми руками, передадут палочку в одно мгновение.
Спортсмен, закончивший этап, должен остаться на своей дорожке. Сойти с нее он может лишь тогда, когда убедится, что не помешает остальным бегунам. В коротких эстафетах (4X60, 4X100) палочку несут в той руке, в которую принимают, без перекладывания ее из руки в руку. При этом применяется такой способ передачи эстафетной палочки: стартующий на первом этапе держит палочку в правой руке и бежит возможно ближе к внутренней линии дорожки; ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафетную палочку левой рукой; он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне своей дорожки и передает эстафетную палочку левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки; четвертый принимает эстафету левой рукой и финиширует.
В других видах эстафетного бега спортсмен, приняв палочку правой рукой, в ходе бега перекладывает ее в левую; передача эстафетной палочки осуществляется из левой руки в правую руку принимающего.
1.2 Бег на средние дистанции. Кросс
В беге на средние дистанции (500-2000 м) спортсмены обычно применяют высокий старт.
По вызову судьи на старте бегуны выходят на линию сбора обычно в 3 м от линии старта. По команде «На старт!» они подходят к линии старта и занимают наиболее выгодное положение для начала бега. При этом бегун ставит у стартовой линии сильнейшую ногу, отставляя другую назад. Разноименная выставленной вперед ноге согнутая рука выносится вперед. Некоторые бегуны опираются этой рукой о землю (до стартовой линии). В беге на средние дистанции команда «Внимание!» не подается. По команде «Марш!» или выстрелу бегуны устремляются вперед.
Начало бега выполняется так же, как и в спринте, только с меньшей интенсивностью усилий. Быстрее происходит выпрямление туловища, и бегун переходит к свободному бегу по дистанции.
Во время бега туловище слегка наклонено вперед, голова держится прямо, движения плечевого пояса и рук выполняются легко и ненапряженно, пальцы свободно сложены. Длина шага и скорость бега по мере увеличения дистанции уменьшаются. У бегунов на средние дистанции длина шагов превышает длину тела на 15- 20 см, а у бегунов на длинные дистанции - на 10-15 см. Постановка ноги на дорожку при беге на средние дистанции осуществляется эластично с передней части стопы с последующим опусканием на всю стопу.
Существенное значение в беге на средние и длинные дистанции имеет ритм дыхания. При небольшой скорости бега одно дыхательное движение (вдох и выдох) выполняется на 6 шагов. С ростом скорости увеличивается частота дыхания; одно дыхательное движение выполняется на 4, а иногда и на 2 шага.
Бег по пересеченной местности (кросс) - один из прикладных видов легкой атлетики. Бег в естественных условиях на местности укрепляет организм, положительно действует на нервную систему, является важным средством подготовки спортсменов многих видов спорта; они применяют бег по пересеченной местности в процессе своей тренировки.
Кросс является не только вспомогательным средством тренировки спортсменов, но и самостоятельным видом спортивного бега. Отличительной особенностью этого вида бега является значительная продолжительность и высокая интенсивность мышечной работы. Техника кроссового бега в своей основе такая же, как и бега на средние дистанции. Но бегуну-кроссмену приходится, кроме того, учитывать особенности местности и умело приспосабливаться к ним. Все это вызывает ряд изменений в технике бега. При подъеме в гору, например, увеличивается наклон туловища вперед, учащаются движения, короче делается шаг, активнее работают руки. При беге под небольшой уклон увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу или на пятку с последующим перекатом на носок, уменьшается наклон туловища вперед. При крутых склонах длина шагов уменьшается, а туловище даже отклоняется немного назад.
Бег по пересеченной местности проводится по общей дорожке с высокого старта. Дистанцию кросса прокладывают по полям, лесам и оврагам. На них могут быть естественные и искусственные препятствия: рвы, канавы или изгороди не выше 1 м. При беге в лесу необходимо внимательно смотреть под ноги, а руками предохранять лицо, шею, плечи и туловище от ударов ветвей. При беге по глинистому, сырому и скользкому грунту лучше бежать мелкими частыми шагами, несколько больше обычного расставляя в стороны стопы ног.
2. Техника прыжков в высоту, длину различными способами
Прыжок - это способ преодоления горизонтальных или вертикальных препятствий. Прыжки выполняются с места или с разбега. В легкой атлетике широкое распространение получили прыжки в высоту с разбега, в длину с разбега, тройной и с шестом. Цель занятий прыжками - научить спортсмена прыгать возможно выше и дальше. Для этого учащиеся знакомятся с теоретическими основами техники прыжков вообще и на основе этих знаний овладевают техникой избранного прыжка.
В прыжках четко просматриваются четыре последовательные фазы - разбег, отталкивание, полет и приземление. Результативность всех прыжков задается скоростью разбега и силой отталкивания.
Разбег в прыжках производится с ускорением, чтобы на последних шагах достичь наибольшей скорости. Нога на место отталкивания ставится быстро и энергично.
Отталкивание производится сильнейшей (толчковой) ногой. Это важнейшая фаза в прыжках. В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога, испытывая большую нагрузку, амортизируя, сгибается и напоминает сжатую пружину. Отталкивание заключается в том, что прыгун ее мгновенно выпрямляет, энергично отталкиваясь от опоры. При этом нога должна быть выпрямлена полностью. Эффект отталкивания усиливается быстрым подниманием рук и маховой ноги. Роль маховой ноги в прыжках очень велика вследствие большой силы ее мышц и массы, а также большого пути ее движения. Угол отталкивания при прыжках различен: он больше при прыжках в высоту и меньше при прыжках в длину.
В фазе полета тело прыгуна движется по траектории, заданной скоростью разбега и силой отталкивания, испытывая действие силы тяжести и сопротивление воздуха.
2.1 Прыжки в высоту с разбега
В практике сложилось несколько способов прыжков, в высоту с разбега: «перешагивание», «перекат», «волна», «перекидной», «фосбери-флоп». Наиболее эффективными в спорте считаются «перекидной» и «фосбери-флоп».
Прыжок способом «перешагивание» знаком учащимся из школы. Разбег начинается сбоку под углом 30-45°. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой. Сначала через планку переносится маховая нога, а затем, когда маховая опустится за планку, переносится толчковая. При этом туловище наклоняется вперед к планке. Толчковая нога через планку переносится дугообразным движением с повернутой кнаружи стопой. Это помогает повернуть туловище в сторону планки и отвести таз за нее. Прыгун приземляется на маховую ногу, к планке лицом или боком.
Прыжок способом «перекидной» считается одним из эффективных. Им пользуются многие сильнейшие прыгуны. Разбег при этом способе выполняется со стороны толчковой ноги под углом 25- 30° и состоит из 7-9 беговых шагов. Разбег активный: беговые шаги непрерывно удлиняются, скорость бега нарастает; прыгун как бы «забегает ногами вперед», значительно опережая плечи. Наиболее важны три последних шага перед отталкиванием: самый длинный - предпоследний, он на 10-20 см длиннее предыдущего, последний шаг на 30-40 см короче предпоследнего. Толчковая нога выносится на место отталкивания сначала коленом вперед, затем быстрым движением голени резко разгибается и почти прямая ставится с пятки на грунт. Руки одновременным движением через стороны отводятся назад.
Отталкивание состоит из быстрого и полного разгибания толчковой ноги, выпрямления туловища и активного поднимания плечевого пояса, рук и маховой ноги по дуге вперед-вверх. Под тяжестью тела толчковая нога незначительно сгибается. Маховая нога, согнутая в коленном суставе, пройдя мимо толчковой, выпрямляется и увлекает за собой таз. Толчковая нога перекатом с пятки на носок мгновенно выпрямляется, выталкивая тело вверх. Быстрый взмах руками вместе с маховой ногой значительно увеличивает эффективность отталкивания. От согласованного взмаха руками и маховой ногой во многом зависит как высота взлета прыгуна, так и координированный переход через планку.
В момент перехода через планку туловище прыгуна находится в горизонтальном положении грудью вниз к планке. Маховая нога поворачивается носком внутрь и опускается за планку. Согнутая толчковая нога отводится в сторону, огибая планку. Успешный перенос толчковой ноги во многом зависит от вращения, которое получает тело прыгуна от «нырка» головой за планку.
Приземление происходит на плечо и спину. При прыжках этим способом нельзя прыгать на песок, необходимо иметь высокую мягкую «подушку» на месте приземления. В еще большей степени это предупреждение относится к прыжку способом «фосбери-флоп», приземление в котором происходит на спину, шею и голову.
Последовательность изучения и совершенствования техники прыжков в высоту с разбега зависит от способа прыжка, подготовленности спортсмена, наличия условий и др.
Для самостоятельного совершенствования техники прыжка способом «перешагивание» можно рекомендовать следующие упражнения.
Определение толчковой ноги.
Совершенствование техники разбега и отталкивания.
Прыжки через планку с места, с одного и трех беговых шагов.
Разметка разбега из 7-9 беговых шагов (сделать контрольные отметки за 3-5 шагов и на месте отталкивания).
Совершенствование техники перехода через планку с трех шагов и с полного разбега. Прыжки на результат.
Изучение и совершенствование техники прыжка способом «перекидной» рекомендуется (при наличии безопасных условий) проводить в такой последовательности.
Для совершенствования техники прыжков, воспитания необходимых прыгуну физических качеств можно также рекомендовать ряд специальных упражнений прыгуна в высоту. Их вы можете включать в план самотренировки.
Тактическая подготовка прыгуна к соревнованиям является составной частью его тренировки. Очень важно воспитать в себе способность быстро и правильно оценивать складывающуюся обстановку, проявлять самостоятельность. Для этого необходимо знать соперников и верно оценивать свои возможности.
При определении места в соревнованиях по прыжкам в высоту учитывается начальная высота и количество затраченных попыток. Поэтому необходимо стремиться преодолевать высоту с первой попытки и показать лучший результат с наименьшим количеством попыток. В соревнованиях спортсмен должен начинать прыгать с такой высоты, чтобы наивысшая его работоспособность пришлась на прыжки предельной высоты. Опытные прыгуны проявляют свои максимальные возможности на седьмом-восьмом прыжках. Следовательно, целесообразно начинать соревнования с прыжка на 20- 25 см ниже своего предела. При неудачной попытке нужно спокойно проанализировать неудавшийся прыжок, найти ошибку и постараться исправить ее в следующем прыжке.
2.2 Прыжки в длину с разбега
Значительную трудность при выполнении прыжков в длину представляет сочетание быстрого разбега с мощным отталкиванием. На совершенствование именно этих элементов и должны быть направлены основные усилия прыгуна в длину. Все четыре фазы прыжка в длину - разбег, отталкивание, полет и приземление - между собой взаимосвязаны и одинаково важны.
Разбег в прыжках в длину напоминает разгон при беге на короткие дистанции. Его длина колеблется у мужчин от 35 до 45 м, у женщин от 30 до 35 м. У новичков разбег короче, у квалифицированных спортсменов - длиннее. Очень важно, чтобы в ходе обучения и тренировки была определена постоянная длина разбега. Это позволит прыгуну выбрать стабильный ритм разбега и уверенно попадать толчковой ногой на брусок отталкивания.
Длина разбега и контрольные отметки могут меняться в зависимости от грунта, ветра, самочувствия спортсмена. По мере ускорения наклон туловища постоянно уменьшается и к концу разбега тело принимает почти вертикальное положение. К контрольной отметке спортсмен должен достичь наибольшей скорости разбега. Выполняется как бы подседание в момент предпоследнего, самого большого шага. Последний шаг на 20-30 см короче предыдущего. Это позволяет прыгуну ускорить постановку толчковой ноги на брусок. Постановка ноги выполняется упруго, как бы загребающим движением под себя, избегая удара. Стопа ставится на брусок плоско, с одновременным касанием грунта пяткой и шипами.
Отталкивание выполняется очень быстро и резко. Оно сопровождается согласованными и энергичными движениями маховой ноги и рук: маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед-вверх до горизонтального положения бедра; плечи поднимаются; руки делают энергичный взмах - одна вперед и несколько внутрь, другая - в сторону и назад. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги во всех суставах.
Оттолкнувшись от бруска, прыгун выполняет ряд движений для сохранения устойчивого положения в полете и подготовки к приземлению.
По движениям прыгуна в полете принято выделять следующие способы прыжков в длину: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».
При прыжке способом «согнув ноги» возникают вращательные движения тела вперед и в сторону толчковой ноги. Закручивание вперед вынуждает прыгуна к преждевременному приземлению, что уменьшает результат прыжка. Для уменьшения вращения выгодно несколько дольше задержаться в положении «шага» в воздухе. Во второй половине полета прыгун подтягивает толчковую ногу к маховой, поднимает колени к груди и опускает руки вперед - вниз или оставляет их вытянутыми вперед.
При прыжке способом «прогнувшись» спортсмен в полете имеет более устойчивое положение, что позволяет ему при приземлении вынести ноги дальше вперед и этим увеличить спортивный результат. Прыгун в воздухе делает движение маховой ногой, стараясь шагнуть в воздухе как можно дальше вперед. После такого «полета в шаге» прыгун энергично прогибается: это облегчает последующий вынос ног при приземлении. Опуская руки вперед--вниз и активно вынося обе ноги вперед, спортсмен старается коснуться ими поверхности песка как можно дальше. Прыжок способом «ножницы» является наиболее эффективным. Этим способом прыгают все сильнейшие прыгуны. Суть его заключается в том, что после отталкивания прыгун как бы продолжает беговые движения в полете.
Приземление при всех способах прыжков в длину с разбега производится одновременно на обе ноги в яму с песком. Оно заканчивается глубоким приседанием и выходом вперед или падением вперед - в сторону. Каким бы способом ни прыгал спортсмен, он должен перед приземлением вынести («выбросить») ноги как можно дальше вперед, наклоняя при этом вперед туловище и отводя назад руки. Наиболее выгодной при этом будет «группировка», при которой прыгун находится как бы в положении «сидя». В момент касания песка пятками ноги несколько разведены и, как только получат упор, сгибаются в коленях. Плечи и руки посылаются вперед, чтобы избежать падения назад.
Последовательность в изучении и совершенствовании техники прыжков в длину с разбега различными способами в основном идентична и может быть следующей.
Тактика прыгуна в длину на соревнованиях. Явиться к месту соревнований нужно с таким расчетом, чтобы без суеты и спешки переодеться, уточнить время своего выступления, приступить к разминке и своевременно ее закончить. Готовясь к выступлению спортсмен должен внимательно присмотреться к условиям, опробовать место соревнований и внести необходимые поправки в разбег. После вызова следует сосредоточить внимание на командах судьи и на точном выполнении прыжка.
В процессе выполнения прыжка важно помнить о намеченном плане, концентрируя внимание на трудных элементах. Часть времени между попытками следует использовать для отдыха, часть; для подготовки к следующей попытке. Отдыхать лучше полулежа, а минут за 5 до выхода на прыжок рекомендуется начать подготовку к очередной попытке -- ходить, делать подскоки, короткие пробежки и упражнения на расслабление мышц. Если в предыдущем прыжке не удалась какая-нибудь деталь техники, проделать несколько раз неудавшийся элемент.
3. Метание снарядов
http://pandia.ru/text/80/230/images/image007_51.jpg" width="313 height=216" height="216">
Метание гранаты выполняется с места или с разбега. Наибольшая дальность броска достигается при метании с разбега.
Метатель удерживает гранату за нижнюю половину ручки, мизинец находится под ее основанием, а большой палец расположен вдоль оси снаряда.
Разбег состоит из двух частей: от старта (исходного положения) до контрольной отметки (15-20 м); от контрольной отметки до планки (7-9 м). В первой части разбега метатель набирает скорость, во второй части выполняет «обгон» снаряда и бросок.
Разбег начинается легким бегом с постепенным ускорением. На контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой рукой), после чего начинает отведение и «обгон» снаряда. Шаги в этой части принято называть бросковыми. Их может быть 4, 6 и более. Наиболее распространенный вариант - 4 шага. Отведение гранаты назад можно выполнить двумя способами: дугой вперед -вниз - назад или прямо - назад. Преимущество первого заключается в естественности движений руки со снарядом.
При первом бросковом шаге плечи поворачиваются вправо и немного наклоняются в ту же сторону, рука с гранатой начинает отведение. К концу второго броскового шага поворот плеч заканчивается и метатель оказывается в положении левым боком к направлению разбега. Рука с гранатой полностью отведена назад и выпрямлена. Третий шаг особенно важен для выхода метателя в удобное для броска положение. Его называют «скрестным», так как правая нога обгоняет левую и ставится скрестно перед левой с пятки на внешнюю сторону стопы носком наружу. Метающая рука остается выпрямленной. Плечи и таз развернуты вправо, а левая рука, согнутая в локтевом суставе, располагается перед грудью. При этом левая нога подтянута к правой и готова к выполнению следующего, четвертого шага. Четвертый шаг выполняется левой ногой, которая, как бы опережая действия правой, быстро выносится вперед и упруго ставится на пятку с последующим переходом на всю стопу носком внутрь. Заканчивая четвертый шаг, спортсмен принимает исходное положение для выполнения финального усилия - «рывка».
В фазе финального усилия вначале включаются мышцы ног, а затем туловища и руки, причем метатель должен сохранять стабильную опору на ноги на протяжении всего броска. Оптимальный угол вылета снаряда около 40-42° к горизонту, граната в полете обычно вращается вертикально в плоскости полета.
После броска для удержания равновесия метатель делает быстрый шаг правой ногой вперед с поворотом носка внутрь и, сгибая ногу в коленном суставе, тормозит движение тела вперед. При этом он может сделать несколько перескоков на ноге, не касаясь планки. Равновесие сохраняется движениями рук и левой ноги.
Ознакомление с техникой метания.
Держание гранаты и бросок с места.
Овладение финальным усилием при бросках с места и с шага левой ноги.
Изучение техники бросковых шагов и прихода в исходное положение для броска.
Свободный бег с гранатой в руке.
Совершенствование техники метания гранаты с разбега.
При метаниях необходимо строго соблюдать меры безопасности. В зоне метания не должно быть людей. Метания проводятся только в одну сторону, снаряды к месту метаний нужно переносить в руках (не бросать).
При начальном изучении техники метания рекомендуем пользоваться гранатой с длинной ручкой; ее можно изготовить самому из дерева или другого материала. Для развития быстроты движений при метании гранаты можно применять облегченные снаряды и теннисные мячи.
3.2 Толкание ядра
Толкание ядра выполняется одной рукой от плеча с места или со скачка.
В исходном положении спортсмен стоит на правой ноге в дальней части круга спиной в сторону метания. Левая отставлена на носок на небольшой шаг назад. Левая рука поднята вперед-вверх, спина прямая. Ядро лежит на основании пальцев правой руки, и его масса равномерно распределяется на указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец поддерживают ядро с боков. Рука прижимает ядро к шее, локоть отведен от туловища и немного опущен.
Выполняя стартовую группировку, спортсмен подседает на правой ноге и на ней производит скачок в центр круга. Работу правой ноги усиливает энергичный мах левой ногой по направлению к переднему краю круга. Правая нога мгновенно подтягивается голенью «под себя» носком внутрь, ставится на переднюю часть стопы в центре круга. Левая нога быстро опускается недалеко от сегмента и упруго ставится на внутренний свод стопы.
Финальное усилие начинается после опускания на грунт левой ноги. С этого момента метатель активно выталкивает ядро. Выпрямляя правую ногу, он энергично посылает вперед правое бедро, поворачивает туловище в сторону сектора и выталкивает ядро, заканчивая движения пальцами. Финальное усилие выполняется энергично и быстро.
После толчка метатель перескоком на правую меняет положение ног, тормозя движение тела вперед. Перескок помогает сохранить равновесие и остаться в круге.
Скачок важно начинать по возможности от дальней части круга. Наклон тела позволяет разместить ядро за пределами границ круга, тем самым увеличивая путь воздействия метателя на снаряд. Длина скачка с правой ноги на правую - в пределах У0 см; путь приложения силы к ядру от момента приземления на правую ногу до вылета ядра - от 1,5 до 1,7 м. Угол вылета снаряда - около 40°.
Некоторые метатели вместо скачка применяют поворот, который напоминает поворот в метании диска.
Изучение и совершенствование техники толкания ядра проводится в такой последовательности.
Ознакомление с техникой толкания ядра с места и со скачка.
Держание и выталкивание ядра.
Упражнения с ядрами разных масс, овладение техникой толкания ядра с места и с шага.
Изучение техники скачка без ядра и с ядром.
Совершенствование техники толкания ядра в целом.
Список используемой литературы
Исаев хочешь быть здоров: Сборник. - М.: Физкультура и спорт, 1988
Коробейников воспитание. - М.:»Высшая школа», 1989
Мильнер бег! - М.: Физкультура и спорт,1984
Марков атлетика. Учебник. - М.: Физкультура и спорт,1972
Шедченко для всех: Сборник. - М.: Физкультура и спорт,1984
на тему: «Лёгкая атлетика»
Лёгкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину, метания диска, копья, молота, гранаты (толкания ядра), а также легкоатлетического многоборья – десятиборье, пятиборье и др. в современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр лёгкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и для женщин.
Основой лёгкой атлетики являются естественные движения человека. занятия лёгкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. популярность и массовость лёгкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Лёгкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников учащихся всех типов учебных заведений, планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов, являются одной из основных частей всех ступеней всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО. Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
В обширной летописи легкоатлетического спорта много славных имён, с которыми связаны громкие победы и выдающиеся рекордные достижения. Чемпионы и рекордсмены прошлого покоряя время и пространство, прокладывали дорогу для своих последователей, намечали ориентиры для дальнейшего продвижения по пути физического совершенствования – одного из слагаемых общего прогресса человечества.
Из истории легкой атлетики.
Ещё в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закалённым в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит – и жизнь. И так уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания – упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию.
Программа этих соревнований была в основном легкоатлетической. По началу их участники состязались лишь в беге на дистанции, длине стадиона (192 м 27 см), которая называлась «стадий». (Отсюда, собственно, и возникло слово «стадион». Более полувека этот вид бега – стадиодром – оставался единственным видом соревнований на эллинских олимпийских праздниках. На Играх 14-й Олимпиады (724 г. до.н.э.) впервые были разыграны призы в беге на дистанции, ровной двум стадиям. На Играх 15 –й Олимпиады появился бег на выносливость – от 7 до 25 стадиев.
На олимпийских праздниках проводились также соревнования бегунов, выступавших в полном боевом снаряжении. Атлет, побеждавший на коротких дистанциях, а также в этом виде состязаний, получал почётное звание «триаст», то есть трёхкратный победитель. Дважды такой чести удостаивался Лео – нидас с острова Родос.
Начиная с 16 – й Олимпиады программа игр обогатилась новым видом – пятиборьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья и борьбу. Прыжок в длину в то время атлеты выполняли со специальными гантелями в руках. Тогда считалось, что это помогает усилить маховое движение рук и преодолеть в полёте большее расстояние.
Развитие современной лёгкой атлетики тесно связано с олимпийским движением. Достаточно сказать что розыгрыш олимпийских наград в Афинах в 1896 стал первым официальным международным соревнованием п лёгкой атлетике. С тех пор она прочно заняла ведущее место в программе всех Олимпийских игр.
Именно легкоатлет стал первым олимпийским чемпионом. Это был американец Джеймс Конноли, 5 апреля 1896 г. Завоевавший победу в тройном прыжке с результатом 13 м 71 см. однако не Конноли стал подлинным героем I Олимпиады современности.
Достижения сильнейших атлетов в ту пору росли довольно быстро, не то что сейчас. Так, эллери Кларк из США прыгнул в Афинах в длину всего на 6 м 35 см, а его соотечественник Алвин Кренцлейн стал лучшим на II Олимпиаде в Париже с результатом 7 м 18см.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет
Кафедра физического воспитания и спорта
Теория и методика занятий легкой атлетикой
Реферат по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»
Исполнитель: Распопов Р.В.
Группа: ГМУп-13Шад
Принял: Богданова М.В.
Екатеринбург 2017
Содержание
Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика легкой атлетики…………………………4
Глава 2. Методика обучения..........................................................................7
2.1 Задачи обучения........................................................................................9
2.2 Основные средства и методы обучения................................................11
Заключение....................................................................................................13
Список используемой литературы..............................................................14
Введение.
Греческое слово «атлетика» в переводе означает борьбу, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически развитых, сильных людей. Современная легкая атлетика - это вид спорта, включающий такие упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, многоборья. По многочисленным легкоатлетическим упражнениям проводятся спортивные соревнования, организуется подготовка спортсменов. Легкая атлетика является важным средством физического воспитания молодежи. Легкой атлетикой занимаются миллионы людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование - все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта». Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствую воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе - на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.
1. Общая характеристика легкой атлетики .
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Лёгкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта. Так программа мужских дисциплин в программе Олимпийских игр (24 вида) не менялась с 1956 года. В программу женских видов входит 23 вида. Единственная разница это ходьба на 50 км, которой нет в женском списке. Таким образом, лёгкая атлетика является наиболее медалеёмким видом среди всех олимпийских видов спорта. Программа чемпионатов в помещении состоит из 26 видов (13 мужских и 13 женских). На официальных соревнованиях мужчины и женщины не участвуют в совместных стартах. В англоговорящих странах легкая атлетика разделяется на две группы соревнований: "трековые" и "полевые". Каждый вид легкой атлетики имеет свою историю, свои триумфы, свои рекорды, свои имена. Виды легкой атлетики принято подразделять на пять разделов: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. Каждый из них, в свою очередь, подразделяется на разновидности. Спортивная ходьба - на 20 км (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины). Спортивная ходьба - это циклическое локомоторное движение умеренной интенсивности, которое состоит из чередования шагов, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали. Бег - на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10 000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м), эстафетный бег (4 х 100 и 4 х 400 м), бег с барьерами (100 м - женщины, ПО м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины) и бег с препятствиями (3000 м). Соревнования по бегу - один из самых старых видов спорта, по которым были утверждены официальные правила соревнований, и были включены в программу с самых первых олимпийских игр 1896 года. Для бегунов важнейшими качествами являются: способность поддерживать высокую скорость на дистанции, выносливость (для средних и длинных), скоростная выносливость (для длинного спринта), реакция и тактическое мышление. Беговые виды входят как в состав дисциплин лёгкой атлетики, так и во многие популярные виды спорта отдельными этапами (в эстафетах, многоборьях). Соревнования по бегу проводятся на специальных легкоатлетических стадионах с оборудованными дорожками. На летних стадионах обычно 8-9 дорожек, на зимних 4-6 дорожек. Ширина дорожки - 1.22 м, линии, разделяющей дорожки - 5 см. На дорожки наносится специальная разметка указывающая старт и финиш всех дистанций, и коридоры для передачи эстафетной палочки. Сами соревнования почти не требуют сколько-нибудь особенных условий. Определённое значение имеет покрытие, из которого изготовлена беговая дорожка. Исторически сначала дорожки были земляными, гаревыми, асфальтовыми. В настоящее время дорожки на стадионах изготовлены из синтетических материалов, таких как тартан, рекортан, регупол и других. Для крупных международных стартов технический комитет IAAF сертифицирует качество покрытия по нескольким классам. В качестве обуви спортсмены используют специальные беговые туфли - шиповки, обеспечивающие хорошее сцепление с покрытием. Соревнования по бегу проводятся практически в любую погоду. В жаркую погоду в беге на длинные дистанции могут также организовываться пункты питания. В ходе бега спортсмены не должны мешать друг другу, хотя при беге особенно на длинные и средние дистанции возможны контакты бегунов. На дистанциях от 100 м до 400 м спортсмены бегут каждый по своей дорожке. На дистанциях от 600 м - 800 м начинают на разных дорожках и через 200 м выходят на общую дорожку. 1000 м и более начинают старт общей группой у линии, обозначающей старт. Выигрывает тот спортсмен, который первым пересекает линию финиша. При этом в случае спорных ситуаций привлекается фотофиниш и первым считается тот легкоатлет, часть туловища которого первой пересекла линию финиша.
2. Методика обучения .
Обучение – специально организованный педагогический процесс направленный на формирование и совершенствование необходимых знаний, умений и навыков и овладение ими.
Обучение это двусторонний процесс: учитель и ученик.
Суть процесса обучения – взаимодействие преподавателя и обучающегося с целью передачи знаний, умений и навыков преподавателем и приобретение их студентом с последующим совершенствованием.
Методические принципы обучения:
Сознательности и активности;
Систематичности;
Постепенности;
Доступности;
Наглядности;
Индивидуализации.
Задачи по легкой атлетике.
Основными задачами по легкой атлетике
укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма; 2. массовое вовлечение студентов в систематические занятия легкой атлетикой и воспитание морально-волевых качеств; 3. формирование основных двигательных навыков и качеств, необходимых для освоения будущей специальности; 4. подготовка из числа занимающихся спортсменов-разрядников; 5. привлечение занимающихся к общественной работе по развитию легкой атлетики и подготовка из наиболее активных легкоатлетов инструкторов-общественников и спортивных судей. Выполнению задач, стоящих перед уроками по легкой атлетике способствуют: систематичность и круглогодичность учебно-тренировочных занятий; постоянный учет состояния здоровья, физического развития студентов и их физической подготовленности; регулярный врачебной контроль за функциональным состоянием занимающихся и постоянный контакт преподавателя с медицинским работником АКВТ. высокое качество работы общественного актива. Занятия легкой атлетикой должны быть систематическими, методически правильными, интересными.
2.1.Задачи обучения
Обучение - это педагогический процесс формирования и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение ими.
В процессе обучения учащиеся приобретают специальные знания о технике выполнения упражнения, основные правила разучивания и способы выполнения. Однако успешность обучения зависит не только от специальных знаний, но, а также от прежнего опыта двигательных умений и навыков.
Рассматривая готовность учащегося к обучению необходимо выделить группу основных предпосылок, которые позволяют характеризовать ее.
Первая предпосылка - это физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, необходимо провести курс предварительной физической подготовки.
Вторая предпосылка - это двигательная готовность, в том числе координационная. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Двигательное представление формируется по мере закрепления двигательного опыта и фиксируется в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.
Третья предпосылка - психическая готовность. Ее основой является мотивация учащегося к занятиям физической культурой. Обучение двигательным действиям будет успешным только в том случае, если достижение цели обучения станет доминирующим мотивом занятий.
В процессе обучения решаются следующие основные задачи:
1) подготовить занимающихся к изучению конкретного вида легкой атлетики, т.е. вооружить занимающегося знаниями, умениями и навыками выполнения упражнения относительно простыми движениями, которые необходимы для владения техникой;
2) овладеть основами техники изучаемого легкоатлетического упражнения, а также техникой специально подготовительных упражнений добиваясь при этом прочности умений и навыков, их приспособляемости к изменяющимся условиям;
3) овладеть знаниями, а также умением продемонстрировать технику легкоатлетических упражнений
4) овладеть основами двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в спортивной, трудовой и бытовой деятельности
2.2 Основные средства и методы обучения
Метод (от лат. «способ достижения цели») - система действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения.
1. Словесные, направленные на обращение к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.);
2. Наглядные, направленные на создание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.);
3. Практические , закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.)
4. Игровые, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние учащихся. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, учащиеся в играх совершенствуют свою координацию.
5. Типовая схема обучения
Обучение любому легкоатлетическому упражнению рекомендуется проводить, придерживаясь типовой схемы, которую можно представить в следующем виде, разделив на этапы:
Первый этап: Этап начального разучивания техники (приобретение знаний).
Задача : Создать у занимающихся правильное представление о технике данного легкоатлетического упражнения.
Средства:
1. Объяснение упражнения, указание его основных закономерностей и условия выполнения по правилам соревнований.
2. Совершенный показ техники упражнения.
3. Иллюстрация техники упражнения различными наглядными пособиями и указания о способах овладения упражнением.
4. Подготовительные упражнения, позволяющие составить представление о технике изучаемого упражнения.
Второй этап: Этап углубленного разучивания техники (реализация умения и появление навыка).
Задача : Овладеть техникой основного звена упражнения, его деталями и техникой упражнения в целом.
Средства :
1. Специальные подготовительные упражнения для овладения основным звеном.
2. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосредоточением внимания занимающихся на главной фазе.
3. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосредоточением внимания занимающихся на основные стороны движения в деталях.
4. Изучение упражнения в целом, применительно к условиям соревнований.
Третий этап: Этап совершенствования техники (закрепление навыка).
Задача : Уточнить индивидуальные особенности техники и определить пути дальнейшего совершенствования.
Средства :
1. Выполнение изучаемого упражнения различными вариантами и выбор индивидуально лучшего.
2. Выполнение упражнения на результат с оценкой техники движения.
3. Определение индивидуальных заданий для достижения более высокого спортивного результата в изучаемом виде.
Предлагаемое разделение обучения осуществляется в зависимости от этапа обучения, определяется преимущественное направление в решении тех или иных задач обучения и используемых средств.
Заключение.
Роль физического совершенства в формировании спортсмена требует всестороннего физического развития, что обеспечивается лишь комплексным использованием различных средств физической культуры. Становится необходимым требованием не только органичное сочетание физических упражнений с закаливанием организма и соблюдением гигиенических норм здорового образа жизни, но и применение научно обоснованной системы физических упражнений, почерпнутых из богатейшей сокровищницы различных видов спорта. Легкая атлетика - наиболее массовый, популярный, доступный вид спорта. В связи с этим легкая атлетика занимает ведущее место в системе физического воспитания. Многообразие легкоатлетических упражнений в ходьбе, беге, прыжках и метаниях позволяет широко использовать их в образовательных и прикладных целях. Динамический характер мышечной работы, широкое и всестороннее влияние упражнений на все системы организма, особенно сердечно-сосудистую и дыхательную, а также опорно- двигательный аппарат делают легкоатлетический материал исключительно ценным средством гигиенического воздействия. В процессе тренировки развиваются сила и выносливость, быстрота и ловкость, занимающиеся улучшают свое здоровье и закаляются, воспитывают волю и характер. Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Российской Армии. Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся предопределило широкое включение в программу физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений. Многие из них применяются в тренировке спортсменов других видов спорта.
Список литературы
1.Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - М., 1989.
2.Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. -- М., 1993.
3.Матвеев Л. П. Общая теория спорта. -- М., 1997.
4. Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта». Москва, Советская Россия», 1979 г.
5. Е.А. Малков. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987 г.
6. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 1984 г.
РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему:
Легкая атлетика
Выполнила:
Верстонова Евгения
Группа ТП8-14
Учитель:
Алукриева Э.Л
Введение
1. История возникновения легкой атлетики
2. Виды легкой атлетики и их характеристика
3. Развитие легкой атлетики
4. Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены
Введение
Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее" можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта.
1. История возникновения легкой атлетики
Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. Так, еще за много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования. Но подлинный расцвет этого вида спорта наступил в Древней Греции. Борьбу, кулачный бой и вообще все упражнения, которые развивали силу, греки относили к тяжелой атлетике. Ясно, что название "легкая атлетика" сегодня достаточно условное, ведь трудно назвать, например, бег на сверхдлинные дистанции - марафон или метание молота "легкими" физическими упражнениями. Древнейшим состязанием атлетов, несомненно, является бег.
Первые Олимпийские игры древности, о которых сохранилась достоверная запись, состоялись в 776 г. до н.э. Тогда в программу состязаний входил лишь бег на 1 стадий (192 м 27 см). В 724 г. до н.э. проводился бег уже на 2 стадия, а еще через четыре года состоялся первый олимпийский забег на длинную дистанцию - 24 стадия
Большой популярностью в Древней Греции пользовались прыжки в длину и эстафетный бег (лампадериомас), участники которого передавали друг другу горящий факел. Позднее в программу Олимпийских игр были включены метание диска и метание копья, а в 708 г. до н.э. впервые были проведены состязания по многоборью - пентатлону, в который входили бег на 1 стадий, метание диска, копья, прыжок в длину (во время разбега атлет держал в руках гантели массой от 1,5 до 4,5 кг) и борьба (панкратион).
Легкая атлетика как вид спорта начала складываться лишь к концу первой половины XIX века. Считается, что начало истории современной лёгкой атлетики положили соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся колледжа в г. Регби (Англия) в 1837 г., после чего такие соревнования стали проводиться в других учебных заведениях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а в 1851 г.- прыжки в длину и высоту с разбега. В 1864 г. между университетами Оксфорда и Кембриджа были проведены первые соревнования, ставшие в дальнейшем ежегодными, положившие начало традиционным двусторонним матчам.
В 1865 г. был основан Лондонский атлетический клуб, популяризировавший лёгкую атлетику, проводивший соревнования и наблюдавший за соблюдением статуса о любительстве. Высший орган легкоатлетического спорта - любительская атлетическая ассоциация, - который объединил все легкоатлетические организации Британской империи, был организован в 1880 г.
Несколько позднее, чем в Англии, стала развиваться лёгкая атлетика в США (атлетический клуб в Нью-Йорке организовался в 1868 г., студенческий спортивный союз - в 1875 г.), где быстро достигла широкого распространения в университетах. Это обеспечило в последующие годы (до 1952 г.) ведущее положение американских легкоатлетов в мире. К 1880-1890 г. во многих странах мира были организованы любительские легкоатлетические ассоциации, объединившие отдельные клубы, лиги и получившие права высших органов по лёгкой атлетике.
Возрождение в 1896 Олимпийских игр современности оказало большое влияние на развитие легкой атлетики. В программу Игр I Олимпиады в Афинах (1896) были включены 12 видов легкоатлетических соревнований. Почти все медали на этих Играх завоевали американские легкоатлеты.
2. Виды легкой атлетики и их характеристика
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот, и толкание ядра) и легкоатлетические многоборья.
Спортивная ходьба - на 20 км (мужчины и женщины) и 50 км (мужчины). Спортивная ходьба - это циклическое локомоторное движение умеренной интенсивности, которое состоит из чередования шагов, при котором спортсмен должен постоянно осуществлять контакт с землей и при этом вынесенная вперед нога должна быть полностью выпрямлена с момента касания земли и до момента вертикали.
Бег - на короткие (100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м), длинные (5000 и 10 000 м) и сверхдлинные дистанции (марафонский бег - 42 км 195 м), эстафетный бег (4 х 100 и 4 х 400 м), бег с барьерами (100 м - женщины, ПО м - мужчины, 400 м - мужчины и женщины) и бег с препятствиями (3000 м). Соревнования по бегу - один из самых старых видов спорта, по которым были утверждены официальные правила соревнований, и были включены в программу с самых первых олимпийских игр 1896 года. Для бегунов важнейшими качествами являются: способность поддерживать высокую скорость на дистанции, выносливость (для средних и длинных), скоростная выносливость (для длинного спринта), реакция и тактическое мышление.
Беговые виды входят как в состав дисциплин лёгкой атлетики, так и во многие популярные виды спорта отдельными этапами (в эстафетах, многоборьях). Соревнования по бегу проводятся на специальных легкоатлетических стадионах с оборудованными дорожками. На летних стадионах обычно 8-9 дорожек, на зимних 4-6 дорожек. Ширина дорожки - 1.22 м, линии, разделяющей дорожки - 5 см. На дорожки наносится специальная разметка указывающая старт и финиш всех дистанций, и коридоры для передачи эстафетной палочки. Сами соревнования почти не требуют сколько-нибудь особенных условий. Определённое значение имеет покрытие, из которого изготовлена беговая дорожка. Исторически сначала дорожки были земляными, гаревыми, асфальтовыми. В настоящее время дорожки на стадионах изготовлены из синтетических материалов.
В качестве обуви спортсмены используют специальные беговые туфли - шиповки, обеспечивающие хорошее сцепление с покрытием. Соревнования по бегу проводятся практически в любую погоду. В жаркую погоду в беге на длинные дистанции могут также организовываться пункты питания. В ходе бега спортсмены не должны мешать друг другу, хотя при беге особенно на длинные и средние дистанции возможны контакты бегунов. На дистанциях от 100 м до 400 м спортсмены бегут каждый по своей дорожке. На дистанциях от 600 м - 800 м начинают на разных дорожках и через 200 м выходят на общую дорожку. 1000 м и более начинают старт общей группой у линии, обозначающей старт. Выигрывает тот спортсмен, который первым пересекает линию финиша. При этом в случае спорных ситуаций привлекается фотофиниш и первым считается тот легкоатлет, часть туловища которого первой пересекла линию финиша.
Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжок в высоту и прыжок с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).
Прыжок в высоту с разбега - дисциплина лёгкой атлетики, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов. Составляющие прыжка - разбег, подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку и приземление. Требует от спортсменов прыгучести и координации движений. Проводится в летнем и зимнем сезоне. Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков, оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и в финале даётся по три попытки на каждой высоте. Спортсмен имеет право пропустить высоту, при этом неиспользованные на пропущенной высоте попытки не накапливаются. Если спортсмен совершил неудачную попытку или две на какой-либо высоте и не хочет больше прыгать на этой высоте, он может переносить неиспользованные (соответственно, две или одну) попытки на следующие высоты. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, но он не может быть менее 2-х сантиметров. Спортсмен может начать прыгать с любой высоты, предварительно оповестив об этом судей. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 3 x 5 метров. При попытке спортсмен должен отталкиваться одной ногой. Попытка считается неудачной, если: в результате прыжка планка не удержалась на стойках; спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной проекцией ближнего края планки, или между, или за пределами стоек любой частью своего тела до того, как он преодолел планку. Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, попытка считается засчитанной. Обычно судья фиксирует взятие высоты не раньше, чем спортсмен покинул место приземления, но окончательное решение о моменте фиксации результата формально остаётся за судьёй.
Прыжок с шестом - дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движений. Прыжок с шестом среди мужчин является олимпийским видом спорта с Первой летней Олимпиады 1896 года, среди женщин - с Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. Входит в состав легкоатлетических многоборий. Соревнования по прыжкам в высоту происходят в секторе для прыжков оборудованном планкой на держателях и местом для приземления. Спортсмену на предварительном этапе и финале даётся по три попытки на каждой высоте. Прирост высот в ходе соревнований определяется судьями, он не может быть менее 5 сантиметров. Обычно на малых высотах планка поднимается с шагом 10-15 см и затем шаг переходит к 5 см. Расстояние между держателями планки 4 м. Размеры места приземления 5 x 5 метров. Длина дорожки для разбега не менее 40 метров ширина 1.22 метра. Спортсмен имеет право попросить у судей отрегулировать расположение стоек для планки от 40 см перед задней поверхностью ящика для упора шеста, до 80 см по направлению к месту разбега. Попытка считается неудачной если: в результате прыжка планка не удержалась на стойках; спортсмен коснулся поверхности сектора, включая место приземления, расположенное за вертикальной плоскостью проходящей через дальний край ящика для упора, любой частью тела или шестом; спортсмен в фазе полёта руками попытался удержать планку от падения. Удачную попытку судья отмечает поднятием белого флага. Если планка упала со стоек после поднятия белого флага, это уже не имеет значения - попытка засчитана. Если при выполнении попытки шест сломается, спортсмен имеет право выполнить попытку заново.
Прыжок в длину - дисциплина, относящаяся к горизонтальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Задача атлета - достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам, установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке. Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10 м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления. У мужчин атлетов мирового класса, начальная скорость при отталкивании от доски достигает 9.4 - 9.8 м/c. Оптимальным углом вылета центра масс спортсмена к горизонту считается 20-22 градуса и высота центра масс относительно обычного положения при ходьбе - 50-70 см. Наивысшей скорости атлеты обычно достигают на последних трёх-четырёх шагах разбега. Прыжок состоит из четырёх фаз: разбега, отталкивания, полёта и приземления. Наибольшие различия, с точки зрения техники, затрагивают полётную фазу прыжка.
Метания - толкание ядра, метание копья, метание диска и метание молота. В 1896 г. в программу Игр включили метание диска и толкание ядра; в 1900 г. – метание молота, в 1906 г. – метание копья.
Толкание ядра . Участники соревнований выполняют бросок в секторе размером 35°, вершина которого начинается в центре круга диаметром 2,135 метра. Расстояние броска измеряется как расстояние от внутренней окружности этого круга до точки падения снаряда. В настоящее время официально принятыми параметрами снаряда являются вес ядра и его диаметр. Для мужчин - 7,260 кг и 120-129 мм, у женщин - 4 кг и 100-109 мм. Ядро должно быть достаточно гладким - отвечать классу шероховатости поверхности № 7. В официальных соревнованиях участники обычно выполняют шесть попыток. Если участников больше восьми, то после 3-х первых попыток отбираются восемь лучших, и в следующих трёх попытках они разыгрывают лучшего по максимальному результату в шести попытках. Как только спортсмен займет положение в круге перед началом выполнения попытки, ядро должно касаться или быть зафиксировано у шеи или подбородка, и кисть руки не должна опускаться ниже этого положения во время толкания. Ядро не должно отводиться за линию плеч. Толкать ядро разрешается одной рукой, запрещено использование каких-либо перчаток. Запрещается также бинтование ладони или пальцев. В случае, если у спортсмена забинтована рана, он должен показать руку судье, и тот примет решение о допуске атлета к соревнованиям.
Метание диска – Участники соревнований выполняют бросок из круга диаметром 250 см. Расстояние броска измеряется как расстояние от внешней окружности этого круга до точки падения снаряда. Вес диска у мужчин - 2 кг, у юниоров 1,75 кг, у юношей 1,5 кг. У женщин, юниорок и девушек - 1 кг. Диаметр диска составляет 219-221 мм для мужчин и 180-182 мм для женщин. В официальных соревнованиях IAAF участники выполняют шесть попыток. Если участников больше восьми, то после 3-х первых попыток отбираются восемь лучших и в следующих трёх попытках они разыгрывают лучшего по максимальному результату в шести попытках. Метание диска производится из ограждённого сеткой сектора с разрешённым горизонтальным углом вылета не более 35°, а точнее 34,92°, иначе диск не сможет вылететь в поле и врежется в сетку или опоры. Ширина ворот вылета диска составляет 6 метров. Запрещается выход спортсмена за границу сектора, пока диск не приземлится. При броске диск может задеть ограждение сектора, если другие правила не нарушены.
Метание копья . Правила схожи с другими метательными дисциплинами. Соревнующиеся делают по три попытки, и по лучшему результату отбираются восемь лучших. Вошедшие в эту восьмёрку делают ещё по три броска, и победитель определяется по лучшему результату всех шести попыток. В отличие от метания диска, молота и толкания ядра, спортсмены используют не круг, а дорожку (с покрытием, аналогичным покрытию для бега) для разгона перед броском. Соответственно, не засчитываются попытки, при которых спортсмен пересёк линию в конце дорожки. Также не учитываются попытки, в которых копьё вылетело за пределы отведённого сектора, или не воткнулось в землю, а упало плашмя. Помимо слаженности всей координации движений и финального усилия, в метании копья большую роль играет скорость спортсмена, которую тот приобретает при разгоне. Известные метатели копья имеют совершенно разное телосложение и физические данные, например, рекордсмен мира Уве Хон обладал ростом 199 см и весом 114 кг, в то время, как другой рекордсмен, Сеппо Рети, 190 см и 89-120 кг. Нынешний рекордсмен мира, Ян Железный, из Чехии, 185 см и 79-85 кг.
Метание молота . Молот представляет собой металлический шар, соединённый стальной проволокой с рукоятью. Длина молота у мужчин составляет 117-121,5 см, а общий вес - 7,265 кг (= 16 фунтов). У женщин его длина составляет от 116 до 119,5 см, а общий вес - 4 кг. То есть, вес молота равен весу ядра, используемого спортсменами соответствующего пола. Спортсмен при метании находится в специальном круге диаметром 2,135 м, в пределах которого он раскручивается и метает спортивный снаряд. Для того чтобы попытка была засчитана, спортсмен должен покинуть круг лишь после удара молота об землю и только с задней стороны круга. К тому же молот должен упасть в пределах предназначенного сектора, огороженного сеткой. В связи с опасностью, которую летящий молот представляет для спортсменов, участвующих в других видах соревнований, угол сектора постоянно сужался. В 1900-х годах он составлял 90°, в 1960-х - 60°, а в настоящее время - примерно 35°.По этой же причине соревнование в метании молота часто проводится в начале легкоатлетической программы или переносится на другой стадион.
Многоборья - десятиборье (мужской вид) и семиборье (женский вид), которые проводятся в течение двух дней подряд в следующем порядке. Десятиборье - первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту и бег 400 м; второй день: бег ПО м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег 1500 м. Семиборье - первый день: бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м; второй день: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м. За каждый вид спортсмены получают определённое количество очков, которые начисляются либо по специальным таблицам, либо по эмпирическим формулам. Соревнования по многоборьям на официальных стартах IAAF всегда проводится в два дня. Между видами обязательно определён интервал для отдыха (как правило не менее 30 мин). При проведении отдельных видов существуют поправки характерные для многоборья: в беговых видах разрешено сделать два фальстарта (вместо одного как в обычных беговых видах); в прыжке в длину и в метаниях участнику предоставляется только по три попытки.
Кроме перечисленных олимпийских видов соревнования по бегу и ходьбе проводятся на других дистанциях, по пересеченной местности, в легкоатлетическом манеже; в метаниях для юношей используются облегченные снаряды; многоборье проводят по пяти и семи видам (мужчины) и пяти (женщины). Правила в легкой атлетики довольно просты: победителем считается атлет или команда, которые показали лучшие результаты в финальном забеге или финальной попытке технических дисциплин.
3. Развитие
Лёгкая атлетика относится к числу популярнейших видов спорта, так как не требует дорогостоящих условий для занятий. Этим обусловлена её высокая распространённость, в том числе и в экономически слаборазвитых странах Азии, Африки и Латинской Америки. За всю историю чемпионатов мира с 1983 по 2007 год медали на них завоёвывали спортсмены 83 стран.
На уровне чемпионатов мира по лёгкой атлетике в общекомандном зачёте последние 20 лет первенствуют такие страны, как США, Россия, Германия, Кения. По общему уровню развития лёгкой атлетики выделяются США с их развитыми системами любительского, студенческого и профессионального спорта.
4. Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены
Под понятием мировые рекорды в легкой атлетике подразумевается получение и достижение самых высоких результатов, которые могут быть показаны либо одним отдельным атлетом, либо же целой командой из нескольких атлетов, при этом условия должны быть сравнимыми и повторяемыми. Все мировые рекорды ратифицируются в зависимости от показателя IAAF. Новые рекорды также могут и устанавливаться непосредственно в ходе проведения мировых соревнований IAAF в полном соответствии с имеющимся для этого вида спорта списку дисциплин.
Достаточно распространенным является также и понятие наивысшего мирового достижения. Это достижение принадлежит к разряду тех достижений, которые не принадлежат к списку легкоатлетических дисциплин, которые находятся в списке легкоатлетических дисциплин, которые утверждены IAAF. К таким легкоатлетическим видам спорта, которые не принадлежат к списку IAAF принадлежат такие дисциплины, как бег на 50 метров и метание различного веса.
Во всех дисциплинах, которые утверждены IAAF рекорды измеряются в соответствии с метрической системой, в которую входят метры и секунды. Единственным исключением из этого правила является бег на милю.
Первые высшие мировые достижения исторически относят к середине XIX века. Тогда в Англии появился институт профессиональных спортсменов и впервые начали замерять лучшее время в беге на 1 милю. Начиная с 1914 года и появления IAAF, устанавливается централизованная процедура фиксирования рекордов, и был определён список дисциплин, в которых регистрировались мировые рекорды.
На Олимпиаде в Мехико в 1968 году впервые начали использовать полностью автоматизированную систему измерения времени с точностью до сотых долей секунды (Джим Хайнс, 9,95 c в беге на 100 м). С 1976 года IAAF установила использование автоматики для определения времени в спринте как обязательное условие.
Старейшим мировым рекордом в дисциплинах лёгкой атлетики, входящих в программу Олимпийских игр, является рекорд в беге на 800 метров на открытых стадионах у женщин (1:53,28), установленный 26 июля 1983 года Яромилой Кратохвиловой (Чехословакия).
Старейшим мировым рекордом из зарегистрированных в дисциплинах, входящих в программу чемпионатов мира, является зимний рекорд в толкании ядра у женщин (22,50 м), установленный 19 февраля 1977 года Хеленой Фибингеровой (Чехословакия).
IAAF практикует выплату премиальных за установление мирового рекорда. Так, в 2007 году сумма призовых составляла 50 000 USD. Устроители коммерческих стартов могут устанавливать дополнительные призовые за превышение мирового рекорда, что привлекает зрителей и спонсоров.
Любители лёгкой атлетики часто дискутируют о рекордах в вертикальных прыжках, особенно в прыжках с шестом. В этой дисциплине спортсмены имеют возможность прибавлять по сантиметру к предыдущему результату, что невозможно в других видах. Рекордсменом по количеству рекордов является прыгун с шестом Сергей Бубка (СССР, Украина), установивший в период с 1984 по 1994 год 35 мировых рекордов.
Елена Исинбаева - обладательница 27 мировых рекордов, впервые в мире в 2005 году покорила высоту в 5 метров.
Американец Дик Фосбери победил в 1968 году в Мехико, прыгая невиданным доселе способом (пролетая над планкой спиной, а не животом), мировой рекорд в этом виде был перекрыт лишь в 1973 году усилиями Дуайта Стоунза, взявшего 2 метра 30 сантиметров. Потом мировой рекорд старым перекидным способом бил только один человек - феноменально талантливый Владимир Ященко. Несомненно, улучшилась техника у прыгунов с шестом, у метателей всех четырех видов - молота, ядра, копья и диска. А вот техника прыгунов в длину и тройным улучшилась за последние 20-40 лет в меньшей степени, у бегунов - еще в меньшей. Например, Майкл Джонсон владел мировым рекордом на дистанции 200 метров в течение 12 лет (Усейн Болт в Пекине в 2008 году побил его мировой рекорд на 200 м), а на 400 метров его непревзойденному достижению исполнилось уже 10 лет.
С одной стороны: идет вовлечение все большего количества стран и спортсменов в занятие легкой атлетикой на высоком уровне. В довоенные времена более 80 процентов мировых рекордов в спринте, прыжках и метаниях принадлежали американцам. И только в беге на выносливость их теснили европейцы. Причем, сами американцы еще какие-то лет 40 назад считали: бег на короткие дистанции - удел темнокожих, на средние и длинные - белых. В те годы мировыми рекордами на 800 метров владел белокурый новозеландец Питер Снелл, на 1500 - феноменальный рекорд австралийца Херба Эллиота продержался 7 лет, пока его не побил белый американец Джим Райан.
На 5000 и 10000 метров мировые рекорды сначала от англичан перешли к русским Владимиру Куцу и Петру Болотникову, а потом - к австралийцу Рону Кларку. Но теперь рекорды к своим рукам прибрали уроженцы Африки, куда постепенно проникает физическая культура и современные методы тренировок. Что удивительно: рекордсменов поставляют не все страны Черного континента, а лишь некоторые. Более того, в той многонациональной Кении с населением 30 миллионов все знаменитые бегуны, в том числе и многочисленные рекордсмены, и победители Олимпиад, представляют только один народ календжин. Таких в стране менее 10 % населения, хотя в условиях среднегорья и высокогорья проживает 70 % кенийцев. Еще интереснее, что большинство кенийских рекордсменов родились в высокогорном городке Элдорет с населением 80 тыс. человек, или в ближайших к нему деревнях. И многие из них приходятся друг другу родственниками. Как рассказал нашему корреспонденту олимпийский чемпион Пекина в беге на 800 Вилфред Бунгеи, двоюродным братьями ему приходятся рекордсмен мира Вилсон Кипкетер и многократный рекордсмен мира Генри Роно, дальними родственниками Кепчого Кейно, Памела Джелимо. Марокканские рекордсмены и экс-рекордсмены мира Халид Сках, Саид Ауита и Эль Герудж тоже родом из одной и той же маленькой горной провинции.
В мировую элиту бега на выносливость еще входят молодые уроженцы Судана. Ну, и наш Юрий Борзаковский вопреки всякой логике уже 10 лет побеждает талантливых уроженцев Африки (точнее - некоторых ее регионов), которые также принимают гражданство США, Дании, Турции, Эмиратов, Франции, Швеции.
Аналогичная ситуация и у спринтеров. В беге на 100 метров последним белым рекордсменом мира был немец Армин Хари полвека назад. После него (плюс еще лет 30 до него) рекорд на самой скоростной дистанции неизменно улучшали лишь темнокожие американцы. В последнее время все большую конкуренцию им составляют темнокожие жители островов вблизи американского континента - в основном Ямайки. Усейн Болт тому подтверждение. Он преодолел 100м за 9,58 секунд. Это феноменальный результат. Спортсмены, которые выиграли наибольшее количество золотых медалей в истории Олимпийских Игр: Карл Льюис (США) и Пааво Нурми (Финляндия) - 9 золотых медалей.