Перед началом армирования бетонной лестницы необходимо провести сборку опалубки лестницы, а далее выполнить бетонирование лестницы. Как это сделать самому, описано в статье Бетонная лестница своими руками.
Выбор схемы армирования лестницы
Стержневая арматура отлично подходит для армирования бетонных лестниц простых по форме. Для понимания того, что и зачем армировать, давайте рассмотрим силы, которые возникают на одномаршевую лестницу.
Это будет сила тяжести от собственного веса лестницы, её пешеходов, заносимых вещей и прочего тяжелого имущества. Все перечисленное давит на лестницу сверху. При этом в верхней части плиты лестницы , а в нижней растягивается. Всё это значит, что бетон, который непрочный при растяжении, нужно армировать в нижней части плиты лестницы. В верхней же части плиты лестницы, в данном случае, армировать бетон незачем, там бетон будет прекрасно противостоять сжимающим усилиям и без всякой арматуры. Нужно заметить, что некоторые частные застройщики при сборке арматурных каркасов лестниц закладывают в опалубку по бокам стальные швеллеры, уголки, балки и т.д. Конечно, хуже от этого не будет, но это совершенно бесполезная трата недешевого нынче . Армирование бетонной лестницы арматурой в нижней части более чем достаточно для восприятия растягивающих усилий.
На рисунке изображена схема армирования простой одномаршевой лестницы. Видно, что одномаршевая монолитная лестница (без монолитной площадки или забежных ступеней) армируется только в нижней части плиты, то есть там, где сосредотачиваются растягивающие усилия. Иногда можно встретить проекты, где верх лестницы возле верхней поверхности бетона армируются стальной сеткой 100х100х5 мм. Такая сетка практически ни как не монолитной лестницы, а лишь защищает ступеньки при случайных сильных ударах от сколов.Т
акой несложный характер воздействий на простую одномаршевую лестницу позволяет для составления схемы армирования использовать упрощенную методику. Определить оптимальную схему армирования таких простых монолитных лестниц вполне можно самостоятельно.
Обозначения на рисунке схемы армирования бетонной лестницы: рабочая высота плиты монолитной лестницы (H), длинна лестничного марша (L). Расстояние между поперечной арматурой (Е) обычно выбирают равным 40 см. В качестве поперечной арматуры используется прутки диаметром 10 мм. Оптимальное расстояние силовой арматуры до поверхности 3 см. Высота рабочей плиты лестницы (Н), диаметр продольной арматуры и расстояние между прутками продольной арматуры (I) выбирается по табл. 1 в зависимости от свободного пролёта лестничного марша (L).
Таблица 1. Определение продольного армирования одномаршевой бетонной лестницы
Длинна пролёта лестницы (L), м |
Максимальное расстояние между прутками (I), см |
Минимальная высота рабочей плиты лестницы, см |
Диаметр арматуры, мм |
2 | 19 | 10 | 10 |
3 | 17 | 15 | 10 |
4 | 15 | 20 | 12 |
4,5 | 13 | 22 | 12 |
5 | 12 | 25 | 12 |
5,5 | 11 | 27 | 14 |
6 | 10 | 30 | 14 |
В случае двухмаршевой лестницы с монолитной площадкой усилия, которые возникают в конструкции монолитной лестницы, схема армирования бетонной лестницы усложняется.
На картинке видно, что в отличие от обычной одномаршевой лестницы без площадки собственный и полезный вес лестницы хочет как бы обломить площадки, вызывая растягивающие усилия в верхних частях монолитных площадок. Этому, отчасти, помогают усадочные напряжения. Поэтому монолитные площадки армируются и снизу, и сверху, а верхняя арматура в площадках частично продолжается и в лестнице. Параметры верхнего арматурного каркаса выбираются аналогично нижнему армированию.
Площадки двухмаршевых лестниц испытывают большие усилия от веса лестницы, и поэтому должны быть прочно закреплены в стене. На практике для закрепления монолитных площадок чаще всего используют железобетонные венцы, которые формируются углублениями в стенах с размерами в среднем 20х20 см. Таким образом, для того чтобы закрепить монолитную бетонную площадку, нужны прочные и толстые стены, например, из бетона, бетонных блоков или кирпича. из кирпича в них оставляют свободные углубления, а в случае возведения толстых стен из монолитного бетона к опалубке в месте размещения площадки закладываются деревянные трапеции или пенопластовые изделия соответствующего размера.
Если стены строятся по технологии монолитного литья «термодом», то практичнее всего монолитить лестничные марши и площадку на этапе возведения стен. Лестницы с монолитными площадками для увеличения конструктивной жесткости должны крепиться сверху к арматурному каркасу верхней и нижней арматурой.
Что касается схем армирования бетонных лестниц своими руками с забежными ступенями и спиральных лестниц, то их схемы армирования стержневой арматурой слишком сложные и индивидуальные. Для их составления, как минимум, придётся воспользоваться специальными программами для расчётов и проектирования железобетонных конструкций. Поэтому проект схемы армирования таких лестниц лучше всего доверить профессиональным проектировщикам, тем более что сам по себе относительно недорогим в общей стоимости сложной лестницы.
Чтобы стержни арматурного каркаса сохраняли своё проектное положение в соответствии со схемой армирования, нужно скрепить все прутки арматуры вместе. Для скрепления арматурных сеток можно применять либо точечную сварку, либо вязку. Бытует мнение, что сварка приводит к снижению прочности арматуры, однако это верно лишь в случае использования специальной высокопрочной арматуры. В этом случае, действительно, высокопрочная закалённая арматура из-за термической обработки в местах сварки превращается в обычную строительную арматуру. Такая высокопрочная арматура,стоит дорого и выпускается лишь несколькими заводами в СНГ по спецзаказу. Для обычной же строительной арматуры сварка ни как не вредит и является основным способом соединения арматурных каркасов в промышленности.
Сборка арматурного каркаса лестницы
Если под рукой нет сварочного аппарата, то арматурную сетку можно просто связывать отожженной вязальной проволокой с помощью крючка. Крючок для быстроты связывания удобно зажать в электрический шуруповёрт.
Ещё удобнее скреплять арматурные каркасы с помощью электротехнических пластиковых хомутов. Правда о таком способе соединения арматуры пока что умалчивают отечественные СНиПы, но связки уже во всю применяется заграницей и на частных стройках.
Чтобы выдержать расстояние между нижней частью опалубки и арматурой 3 см, удобно пользоваться пластиковыми фиксаторами, которые продаются в строительных супермаркетах. Для монолитной лестницы предпочтительнее применять фиксатор по форме напоминающий «стул».
Иногда не получается собрать арматурных каркас из непрерывных прутков нужной длины. Сложно это выполнить при соединении на загибах, так как без гибочного аппарата гнуть арматуру не удобно. В таком случае можно силовую арматуру соединять из кусков. Соединение производят сваркой или связкой. В качестве сварки проще всего применить ручную электродуговую шовную сварку между прутками арматуры. При сварочном способе прутков внахлёст с двух сторон стыка должно быть не менее 6 диаметров, а при сварном шве только с одной стороны не менее 12 диаметров.
В случае двухмаршевой лестницы с монолитной площадкой диаметр проволки, который берётся для закрепления двух арматурных сеток, должен быть не менее 6 мм.Если же силовая арматура соединяется между собой при помощи связывания, то нахлёст должен быть (в среднем) равным 50 диаметров соединяемой арматуры. Если соединяемых стыков несколько, то их располагают в шахматном порядке, чтобы они были друг от друга на расстоянии 0,7–1 м.
Что является неотъемлемой частью работы над бетонными лестничными конструкциями? Наряду с разработкой проекта самого устройства, созданием чертежей, по которым будет происходить создание изделия, а также внешней дизайнерской отделкой важное значение имеет армирование лестничного марша. Данная процедура необходима для того, чтобы повысить прочность и износоустойчивость готового сооружения, предотвратить его деформирование, а также повысить срок эксплуатации на несколько десятков лет. Для этого используются стальные пруты, а также сваривание или связывание проволокой отдельных элементов.
Зачем повышать прочность лестничных маршей: что даст процедура армирования?
В процессе использования лестничные марши подвергаются многим внешним воздействиям. К ним можно отнести и собственный вес лестницы, и вес всех жителей дома, и массу транспортируемых грузов. Нельзя не учесть прямые механические воздействия, а также атмосферные – влажность и температурные перепады. Все перечисленные факторы рано или поздно приведут к тому, что верхние бетонные слои начнут сжиматься и проседать, а нижние – растягиваться и разрушаться. Чтобы компенсировать подобные проблем, применяют армирование лестничного пролета.
Если требуется , при разработке чертежа изделия армирование проектируется только в нижней его части. В других областях марша укладка арматуры не принесет фактической пользы и предстанет перед вами как лишние трудозатраты.
Для того чтобы уберечь верхнюю часть , хорошим решением будет использование металлической сетки, обычно стальной. Это требуется для того, чтобы спасти изделие от механических воздействий при эксплуатации.
Когда требуется производить укрепление лестничного марша?
Перед процедурой армирования создается детальный чертеж будущей лестницы, а также производится ее опалубка. Она изготавливается из бруса и досок, толщина которых не менее 3 мм. После этого рекомендуется выполнить гидроизоляцию. Для процесса необходимо воспользоваться рубероидом или полиэтиленом. Это поможет избежать деформирования бетона на первоначальном этапе.
К укреплению бетонной лестницы можно приступать только после того, как все подготовительные работы осуществлены. Помимо чертежа самого изделия, вам потребуется качественный чертеж армирования лестничного марша. При разработке данного чертежа в обязательном порядке учитываются следующие критерии изделия:
- длина будущей лестницы;
- длина арматуры или металлических прутов, которые вы будете применять для повышения прочности;
- расстояние, на котором будут укладываться пруты;
- минимальное значение высоты бетонной плиты.
Для дополнительного укрепления ступенек и предотвращения их сколов устанавливается не только металлическая решетка, но и металлические уголки.
После подготовки схемы армирования вы можете приступать к изготовлению каркаса. Все металлические элементы должны быть установлены до процесса заливки бетонной смеси. Только после изготовления и установки каркаса его заливают раствором бетона. Заливка выполняется в один прием – начиная от нижних ступеней и постепенно переходя к верхним. Для уплотнения раствора применяется вибратор: в процессе его использования важно не задеть пруты арматуры.
- Армирование бетонной лестницы по всем правилам
- Подготовительный этап
- Армирование монолитной лестницы
- Вязка арматуры
- Монтаж арматурного каркаса
- Выбор профиля арматуры
Армирование бетонной лестницы по всем правилам
Монолитные лестницы, несмотря на трудоемкий процесс, подкупают своей солидностью и надежностью.
Прочность бетонных маршей с площадками проверена многими десятилетиями. Раньше подобные конструкции, соединяющие этажи, были громоздкими и неуклюжими. Но теперь, в век инновационных материалов и разработок, можно построить изящную лестницу из бетона.
Вернуться к оглавлению
Подготовительный этап
Существенный недостаток бетона – слабая сопротивляемость растяжению. Армирование стабилизирует бетон и делает лестничную конструкцию особенно прочной.
Список материалов и необходимых инструментов:
- строительная арматура необходимого диаметра;
- крюки 120 мм;
- вязальная проволока/пластиковые хомуты;
- стальная сетка 100х100х5 мм для армирования ступеней;
- пластиковые фиксаторы (бобышки);
- лазерный уровень;
- электрический шуруповерт или арматурные кусачки;
- крючок (цанги) для вязания проволоки.
Установка арматуры начинается после осмотра опалубки. При монтаже необходимо обеспечить фиксированное расположение арматурных стержней согласно схеме. При армировании лестницы вначале делается разметка мест укладки продольных/поперечных прутьев. Затем раскладываются прутья и соединяются доступным способом. Готовый каркас устанавливается на заранее заготовленные подставки и заливается бетоном.
Вернуться к оглавлению
Армирование монолитной лестницы
Для укрепления монолитной лестницы требуется устройство арматурного каркаса. В частном доме с одномаршевой лестничной конструкцией рабочую арматуру можно включить только в нижнюю часть сооружения.
Чтобы понять всю важность армирования, следует уяснить, что сила тяжести действует на лестницу неравномерно: нижняя часть бетонной конструкции растягивается, а верхняя – сжимается. При строительстве одномаршевой лестницы можно применить частичную схему армирования – рабочий арматурный каркас устраивается в ее нижнюю часть – в критичный участок конструкции.
Для более величественной лестницы с площадками и маршами обязательно применяется двойное армирование по всей ее длине. Арматурный каркас, установленный на площадке между маршами, должен надежно фиксироваться в стене и частично заходить на лестницу.
Для условной монолитности лестницы со зданием еще при возведении стен в них оставляются штробы 150х150 мм с выпуском арматуры. Штробы устраиваются с шагом 200 мм и временно закрываются пенопластовыми или деревянными пробками. Но этот этап строительства предусматривается еще на стадии проектирования.
От длины пролета будет зависеть расстояние между продольными арматурными прутками, а от высоты лестничной плиты – диаметр арматуры. Например, при 3-метровой лестнице расстояние между прутами должно равняться 170 мм.
С увеличением длины пролета этот промежуток сокращается. Диаметр арматуры – 8-12 мм. Обычно берется средний промежуток между продольными стержнями арматуры 150 мм. При поперечном армировании прутья тоже укладываются с промежутками 150 мм. В середине пролета шаг можно увеличить до 200 мм.
Сетчатое армирование служит для усиления ступеней и исключения сколов при случайных ударах. В этом случае верх каждой ступени армируется стальной плоской сеткой из проволоки Ø 4 мм, которая крепится к базовому каркасу. Такая сетка не обеспечивает жесткость всему сооружению, а используется для защиты ступеней от разрушения. Продольные (выпирающие) ребра ступеней тоже армируются монтажными стержнями.
Вернуться к оглавлению
Вязка арматуры
Соединение арматурных прутьев может выполняться посредством точечной сварки или проволочной вязки. Ручная вязка арматурного каркаса увеличивает трудовые и материальные затраты, но она оправдана при небольшом объеме работ (частное строительство).
Для вязки применяется отожженная проволока из стали. Проволоку Ø 1 мм заранее нарезают по 30 см и для удобства связывают в пучки. Также одно- или двустороннее соединение можно произвести с помощью пружины (1,6-2,8 мм) или пластиковых хомутов.
Проволочные узлы могут вязаться разными способами в зависимости от ситуации. Применяются угловой, двухрядный, мертвый или крестовый узел. Для облегчения вязки предприимчивые строители используют шуруповерт с закрепленным крюком или специальный крючок (продается в строительных магазинах). С таким приспособлением работа пойдет быстрее, чем с использованием арматурных кусачек.
Если требуется соединить 2 стержня рабочей арматуры, то их совмещают внахлестку и перевязывают проволокой в 3-х местах. Захождение одного прута на другой высчитывается так: 50 × Ø арматуры.
Лестница является достаточно сложной конструкцией, но помимо того, что она должна привнести в интерьер респектабельный, роскошный стиль, лестница должна отвечать прочностным характеристикам и быть надежной.
Армирование монолитной лестницы из бетона. Фото
На сегодняшний день быстро и стремительно растет популярность лестничных конструкций, но и, тем не менее, им пока не удалось вытеснить монолитные лестницы. Благодаря их надежности, монолитные лестницы всегда будут актуальны. За счет грамотного армирования лестниц обеспечивается их прочность, процесс армирования считается самым важным этапом, который гарантирует максимальный уровень износостойкости.
Преимущества монолитных лестниц
Применение монолитных конструкций, происходит за счет явных преимуществ, которыми они обладают.
Достоинства лестниц из монолитного бетона:
- Прочность и долговечность;
- Безопасность использования;
- Пожаробезопасность;
- Доступна стоимость;
- Экологичность.
К несомненным преимуществам можно отнести тот факт, что монолитные лестницы не требуют постоянного ухода и обслуживания, на протяжении долгого периода времени.
Благодаря простоте установки и явным преимуществом, в сравнении с аналоговыми лестничными конструкциями, монолитные лестницы применяются для обустройства помещений жилых зданий и ландшафтных территорий.
Исходя из назначения лестницы, места установки (последующего использования) и уровня нагрузки, проходимости, необходимо правильно подобрать используемую марку бетона:
Несмотря на стереотипное мнение, монолитные конструкции позволяют воплотить в реальность самые смелые и реальные идеи: от самых простых, до сложных конфигураций.
Схема армирования
Выбирая схему и вид армирования лестничных конструкций, стоит обратить внимание на стрежневую арматуру, которая идеально подходит для армирования монолитных лестниц. Но стержневая арматура применяется только для выполнения несложных по форме конструкций.
Для того, чтобы выполнить армирование самостоятельно, стоит прислушаться к советам специалистов, при условии отсутствия знаний и опыта.
Схема армирования простой одномаршевой лестницы достаточно проста, так как выполняется без монолитной площадки или забежных ступеней.
Армирование производится только в нижней части плиты, в местах скопления усилий растяжения.
Для увеличения жесткости и прочности используется специальная армирующая сетка 100х100 мм, которая также будет защищать ступени от сколов и поломок.
В сравнении с одномаршевой лестнице, армирование двухмаршевой конструкции значительно сложнее. Это связано с тем, что возникают большие растягивающие усилия в верхних частях монолитной лестницы, обусловленные собственным и полезным весом конструкции.
За счет этого двухмаршевые монолитные конструкции рекомендуется армировать, как сверху, так и снизу.
Для лестниц с большой проходимостью, арматура верхней части лестницы должна быть продолжена в самой лестнице.
Верхняя схема армирования выбирается в точности по аналогии с нижней часть монолитной конструкции.
Двухмаршевые лестницы должны быть надежно установлены к толстой и прочной стене, выполненной из бетона, блоков или кирпича.
Если монолитная лестница планируется с забежными ступенями, схема армирования достаточно усложняется, для расчета которых можно воспользоваться специальными компьютерными программами.
Для большей прочности и надежности арматурного каркаса, непосредственно сами пруты необходимо скрепить, для этого используют:
При отсутствии возможности воспользоваться сварочным аппаратом арматуру можно попросту связать отожженной проволокой. В последнее время стало легко и просто для связки армирующих элементов использовать стандартные пластиковые хомуты.
Инструкция
Непосредственно перед началом процесс армирования, необходимо подготовить материалы, которые предусмотрены обязательной технологией:
Исходя из чертежей и проведенных расчетов, рекомендуется составить схематичный план работ, который в последствие значительно облегчит процесс, в котором указать расстояние между арматурой, и учесть индивидуальные нюансы задуманной конструкции.
В точности повторяя схему уложить стержни арматуры, таким образом, чтобы была одинаковая сетка с ячейками.
Закрепить хомутами и фиксаторами стержни арматуры, для того чтобы избежать смещения.
Чертежи
Все работы по армированию монолитных лестничных конструкций, необходимо проводить в соответствии с чертежами и строительной документаций, обеспечивающей качество и надежность.
Чертеж армирования лестничных маршей включает в себя:
Разработанный чертеж должен включать в себя габариты ограждений и специальных дополнительных деталей.
В случае, если вес лестницы превышает 2 тонны, необходимо выполнить заливку основания, используя железобетонные блоки и фундамент.
При расчете чертежа, необходимо продумать и учесть вид отделки, так как, к примеру, мрамор может в значительной степени увеличить итоговый вес конструкции.
Армирование лестничных маршей требует внимательности и кропотливости и некоторых знаний, отсутствие которых можно заменить изучением пошаговых инструкции и рекомендаций специалистов.
Для новичков-строителей оптимальным вариантом считается использование армированной сетки, со стандартным размером ячейки 100х100х5 мм.
Для того чтобы выполнить прочную и надежную лестничную конструкцию самостоятельно, необходимо уделить особое внимание выбору диаметра арматуры.
Для стандартных, небольших монолитных лестниц подходят:
- Ø14 мм А 400 С;
- Ø8 мм А 400 С.
Для площадок и лестничных маршей применяют двойную сетку и арматуру Ø14 мм, уложенную на расстоянии 150 мм.
Для выполнения соединения между соткой необходимо использовать специальные крючки – 120 мм, которые расположить «шахматкой» вдоль арматуры, через один стержень.
Технология армирования элементов маршей dwg, ступеней
Проводя начальный этап подготовительных работ по обустройству и возведению монолитной лестничной конструкции, переходя к армированию, можно сделать чертеж dwg, который характеризуется, как файл с расширением drаwing. Чертеж можно выполнить в специализированной конструкторской программе AutoCad, которая позволяет создавать и хранить картинки в форматах 2d и 3d, что значительно упростит процесс подготовки и непосредственно строительства монолитной лестницы.
Специалисты и строители представители компаний застройщиков, уже более 3х десятилетий используют такую программу, которая полотно вошла в «строительную» жизнь.
Преимущество использования такой программы в том, что ее простота позволяет самостоятельно выполнить армирование на чертеже dwg, по технологии AutoCad. Исключения составляют только винтовые конструкции, для которых понадобится опыт и профильные знания. Программа позволяет не только просчитать армировочную сетку, но и выполнить автоматический расчет веса лестницы и просчет размеров основных конструкционных узлов.
Предварительно в программе AutoCad, можно применить любой желаемые вид отделки, к примеру, натуральный камень, дерево или облицовочную плитку.
Современные технологии, позволяют на 30% сократить время подготовки к возведению монолитной конструкции и точно провести все вычисления.
Бетонирование на лестничной площадке
Все этажи соединяются между собой монолитными железобетонными лестничными конструкциями, которые можно выполнить самостоятельно. Относительно несложная технология потребует только четкого следования инструкции и наличия элементарных знаний в строительстве.
К преимуществам именно такого вида лестничных конструкций можно отнести:
- Возможность покраски.
- Отсутствие скрипа, как в случае с древесиной.
- Возможность выдерживать громадные нагрузки.
Среди недостатков можно выделить:
- Большую массивность.
- Значительный расход материалов и средств на возведение.
Армирование лестничной площадки должно проходить с усиленной арматурой, которую необходимо предварительно грамотно рассчитать и разметить.
Для выполнения работ на лестничной площадке, необходимо выполнить в стене штробу, для опирания, рекомендуется выбрать трехсторонний вариант.
Среди необходимых инструментов, стоит заранее подготовить:
Для начала необходимо подготовить арматуру:
Опалубку можно будет ликвидировать только спустя 3 недели, для того чтобы конструкция набрала нужную прочность.
- Далее можно приступать к связке каркаса, специальными фиксаторами или пластиковыми хомутами.
- Опалубку изготавливают исключительно после того, как будет доделан весь каркас полностью.
- Выполнить работы по заливке бетона.
Заливку бетона нужно проводить мгновенно «без перекуров».
Для того чтобы кромки армированных конструкций прослужили долгое время необходимо перед процессом бетонирования закрыть ступени металлическим уголком.
Схема армирования монолитной лестницы из бетона, как армировать бетонные лестничные марши – чертежи, технология армирования ступеней, вес, узел, элементы маршей dwg, длина серии, бетонирование на лестничной площадке – фото
Сообщение
отправлено.
Здравствуйте!
Но в этом письме я хочу расставить важные акценты, о которых не говорилось в статье.
Первое – это рабочие швы бетонирования. Как мы представляем, за один раз всю лестницу не забетонируют. Наиболее вероятный вариант: сначала сделают площадки, а затем зальют марши. Но за счет своеобразной конфигурации конструкции нужно тщательно продумать форму и положение швов бетонирования, чтобы обеспечить надежную работу железобетона.
Рассмотрим нижнюю часть марша. Здесь все более или менее просто: можно сделать горизонтальный шов, и в итоге марш просто обопрется на площадку. Строителей тоже такой шов устраивает: им легче его сделать, чем вертикальный.
А вот с верхней частью могут быть варианты. Рассмотрим три.
В первом случае мы вроде бы соблюдаем требование, что шов должен быть строго вертикальным к поверхности бетонирования. Но даже на вид этот шов выглядит подозрительно – складывается впечатление, что под весом наклонного марша вся конструкция в итоге зависнет только на арматуре. Я бы такой шов делать не рекомендовала.
Второй шов – это выход из первой ситуации. С одной стороны, мы нарушаем требование по вертикальности, но с другой – у марша появляется хоть какое-то опирание, и проскальзывания марша под собственным весом уже не будет.
Третий шов – это решение, которое пытается удовлетворить обоим условиям: с одной стороны есть вертикальные участки (в пределах защитного слоя бетона), которые будут препятствовать возникновению наклонных трещин; с другой стороны – наклонный участок шва не дает маршу отделиться от площадки.
В данном случае я не буду рекомендовать какой-то из этих швов, каждое из решений – не идеально. Просто тщательно подумайте, подключите конструкторское чутье и сделайте свой выбор. А может, вы придумаете что-то свое, лучшее, чем это. В любом случае, не забывайте, что в таких сложных ситуациях, проектировщик обязан обозначать швы бетонирования, не давая их на откуп строителям – они беспокоиться не будут, сделают так, как им удобней.
Второе , о чем хочу поговорить – это опирание площадок на стены лестничной клетки. Если стены монолитные, строителям очень неудобно выдерживать весь технологический процесс, описанный в статье, на которую я ссылалась выше:
«Сначала выставляем опалубку для обоих маршей и площадки, при этом перекрытие должно быть уже сделано, выпуски арматуры из него предусмотрены. После этого укладываем нижнюю арматуру маршей и площадки согласно чертежам, затем верхнюю арматуру площадки. Устанавливаем опалубку для ступеней. Бетонируем либо сразу все, либо с технологическими перерывами, но тогда рабочие швы бетонирования выполняются строго в указанных на схеме местах, в пролете лестничного марша прерывать бетонирование не допускается. Обязательно уплотнять свежеуложенную бетонную смесь вибрированием. Опалубку разбирать после достижением бетона не менее 70% прочности.»
Представьте себе: для бетонирования стен необходимо делать технологические перерывы на уровне каждой площадки. Забетонировали стену до низа одной площадки, сделали площадку, забетонировали стены до низа другой, снова сделали площадку, забетонировали марш между ними – и снова по кругу. Конечно, строители начинают искать выход и предлагать свои варианты. На какие из них никак нельзя соглашаться?
Первый вариант – оставить для площадок выпуски из стен, чтобы потом выполнить уже эти площадки. Чем он плох? Тем, что шов бетонирования выполняется в самом напряженном месте лестничного марша – в месте опирания. Это недопустимо – категорически.
Второй вариант – оставить в стене ниши, в которые потом будет заведена арматура площадки; эти ниши будут забетонированы вместе с площадкой. Что в этом плохого? Во-первых, такие ниши никогда нормально не забетонируются, а бетон в них не уплотнится (я видела такие самодеятельные ниши вживую – зрелище удручающее). Во-вторых, площадка будет опираться уже не по всей стороне, а зависнет на небольших участках. А ведь не надо забывать, что площадка держит на себе весь марш, и это не малая нагрузка.
В общем, мой вам совет: тщательно продумайте все последствия, прежде чем соглашаться на предложения строителей.
Третье , что хочу сказать: если считаете марши нестандартных размеров (далеких от типовых), обязательно сделайте проверку на зыбкость. В центре марша приложите нагрузку 100 кг, от нее марш должен прогнуться менее, чем на 0,7 мм. Танцующие под ногами марши – не для слабонервных. А исправить этот промах сложнее, чем не допустить.
Желаю Вам побольше времени на продумывание деталей!
С уважением, Ирина.