Беззубка обыкновенная (Anodonta cygnea). Беззубка — моллюск с хрупкой раковиной Особенности внешнего строения беззубки

Беззубки и перловицы

Беззубки (Anodonta) и перловицы (Unio) — крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт.

Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. Следует иметь в виду, что передвигаться в местах скопления моллюсков надо с осторожностью, так как можно нечаянно наступить на раковину и поранить ногу. Транспортировать их можно даже без воды, пере ложив водными растениями, чтобы не пересохли и не разбились.

1 — передний край; 2 — брюшной край; 3 — задний край; 4 — спинной, или замочный, край; 5 — макушка; 6 — наружная связка; 7 — передний мускул-замыкатель; 8 — задний мускул-замыкатель; 9 — передний ретрактор ноги; 10 — протрактор; 11 — задний ретрактор ноги; 12 — элеваторы ноги; 13 — нога; 14 — правая складка мантии; 15 — вводной (дыхательный) сифон; 16 — выводной сифон; 17— клоакальная камера; 18— спинной мантийный канал; 19 — спинное мантийное отверстие; 20 — ротовое отверстие; 21 — ротовые лопасти; 22 — левая наружная полужабра; 23 —левая внутренняя полужабра; 24— область Кеберова органа; 25 — область перикардия; 26 — линия, по которой обрезана левая мантийная складка. (Из книги «Жизнь животных», т.2, 1988)

Поместив моллюска в сосуд с водой и оставив на некоторое время в покое, можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом закапываться в песок или медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. По сведениям Райкова и Римского-Корсакова (1956), скорость движения — не более 20—30 см/час.

В наших водоемах очень распространена европейская беззубка (Anodonta cygnea). Этот вид в зависимости от экологических условий очень изменчив и имеет различные морфы.

Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, поступающая через сифон в жаберную полость и омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.

Довольно часто в водоемах встречаются зрелые особи, у которых жаберные пластинки сильно вздуты. Это самки, несущие личинок (глохидий) в полости наружной жабры.

Развившиеся глохидий выходят из жаберной полости самки и выбрасываются со струей воды из выводного сифона наружу. Вскоре они прикрепляются к коже различных рыб, обрастают эпителием и оказываются на теле хозяина. Там они живут несколько недель, совершая свое дальнейшее развитие затем падают на дно в виде крошечных, уже сформировавшихся моллюсков, способных к самостоятельной жизни.

Перловицы: А — перловица обыкновенная; Б — перловица вздутая, или клиновидная; В — перловица толстая

На беззубку очень похожа речная перловица (Unio pictorum), но она отличается более удлиненной и толстостенной раковиной и наличием зубцов близ замочной связки (этих зубцов у беззубки нет — отсюда ее название). Перловица живет преимущественно в водоемах с песчаным грунтом, тогда как беззубка обычно поселяется в стоячих водах с илистымдном.

Из раковин перловиц раньше изготовляли перламутровые пуговицы. Были попытки делать пуговицы и из раковин беззубок, но из-за тонких створок моллюска этот материал оказался очень хрупким.

Перловицы растут медленно. Их возраст можно определить по количеству полос на створках раковины (подобно кольцам на срезе дерева, каждая полоса означает годовой прирост).

Для перловиц более всего подходит невысокий аквариум с большой площадью дна (так называемый аквариум-корыто). На дно следует поместить промытый песок слоем 5—10 см. Растения моллюскам не нужны. Но для украшения можно взять несколько кустиков растений (лучше — элодею или роголистник) из «родного» водоема.

Если у вас нет аквариума, можно использовать любой другой сосуд, но песок нужен обязательно. Чем ниже уровень воды в емкости, тем лучше кислородный режим.

Еще интересные статьи

«Двустворчатые моллюски»

ВВЕДЕНИЕ


130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу.
Класс Двустворчатые.

Беззубка и другие двустворчатые моллюски.

В связи с тем, что особенности образа жизни и строения беззубки следует рассматривать в сравнении с большим прудовиком, проверка знаний не проводится.

Учитель рассказывает об образе жизни типичного представителя двустворчатых - беззубки. Для выявления характера черт строения ее раковины нужно организовать лабораторную работу, которую учащиеся выполняют по инструкции.

Лабораторная работа. Строение раковины беззубки

Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, передний и задний концы.

Рассмотрите роговой слой раковины, найдите слои ее годового прироста, подсчитайте их число и определите возраст беззубки.

Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите следа! прикрепления мышц.

Зарисуйте внешний вид раковины беззубки, подпишите ее основные части.

Ответьте на вопрос; какое значение имеет раковина в жизни беззубки?

Учитель проверяет качество выполнения работы, полученные учащимися знания использует в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на его защитное значение. Далее учитель рассказывает о внутреннем известковом слое, который придает раковине прочность. Сообщая о перламутровом слое, подчеркивает его неодинаковое развитие у двустворчатых. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Учитель рассказывает об особенностях роста раковины и отмечает роль мантии в этом процессе. Он предлагает учащимся ответить на вопрос: чем отличается раковина беззубки от раковины большого прудовика?

При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности предварительно следует предложить школьникам вспомнить особенности внутреннего строения большого прудовика, а уже затем обратить внимание на строение систем внутренних органов беззубки.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: как дышит большой прудовик? Получив ответ, он рассказывает - о дыхании беззубки растворенным в воде кислородом с помощью жабр, расположенных в мантийной полости. Учитель сообщает, что кровеносная система беззубки похожа на таковую большого прудовика, и предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности строения кровеносной системы беззубки? Какое значение имеет эта система в ее жизни?

При рассмотрении нервной системы учителю следует предложить школьникам вспомнить о ее строении и значении в жизни большого прудовика, и на основе этих знаний нужно показать особенности этой системы беззубки, использовав для этого таблицу.

Личинка беззубки


1- внешний вид под микроскопом; 2 - личинки на плавнике рыбы.

Для закрепления знаний о строении системы внутренних органов беззубки учителю следует предложить школьникам найти их на влажном препарате.

С многообразием двустворчатых, их основными видами (ми-дня, устрица и др.) можно познакомиться с помощью таблиц из книги «Жизнь животных».

Рекомендуем заслушать заранее подготовленное сообщение одного из учащихся о мидии. Затем учителю следует рассказать об устрицах, которых ради вкусного мяса разводят на устричных банках. Целесообразно также обратить внимание школьников на корабельного червя, особенно на его строение и отрицательную роль в хозяйственной деятельности человека (порча береговых сооружений).

При изучении класса двустворчатых можно использовать диафильм «Многообразие моллюсков».


Глава 2. ТИП МОЛЛЮСКОВ
130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Это вторичнополостные животные, но целом их сократился до незначительных по объему полостей, в которых лежат сердце (околосердечная сумка, или перикард) и половые железы.

Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу. Головной отдел у сидячих форм может редуцироваться. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела, на котором моллюск ползает, у сидячих и малоподвижных форм также может исчезать. Туловище же, как правило, может разрастаться на спинную сторону, образуя как бы горб - внутренностный мешок, в котором располагаются органы моллюска, в первую очередь объемистая печень.

Тело моллюска снаружи покрыто кожной складкой - мантией. Мантия на брюшной стороне прилегает к телу неплотно, образуя мантийную полость, из которой торчит нога и в которой расположены жабры. В нее же открываются анальное отверстие, выводные отверстия почек и половых органов. У наземных форм жабры редуцируются, и такие моллюски дышат через стенки мантийной полости, превращающейся в легкое.

Мантия же выделяет защитную раковину, в основном из углекислого кальция. Снаружи раковину покрывает кожистый слой из органического вещества, за ней следует так называемый фарфоровидный слой, в которое СаСОз кристаллизуется в виде призмочек, а к мантии прилегает перламутровый слой, слагаемый таблитчатыми кристаллами СаСОз. Перлам красиво блестит и радужно переливается, за что с незапамятных времен высоко ценится человеком. Относительно редко какая-нибудь микроскопическая частица, попав между мантией и раковиной, обволакивается слоя перламутра и становится жемчужиной. Жемчуг издавна считался одним самых драгоценных камней - до тех пор, пока японский зоолог Мицукур а затем промышленник Микимото не догадались искусственно стимулировать образование жемчужин в специально разводимых для этой цели моллюсках. Такой жемчуг не уступает натуральному (он и есть натуральный), но цена на него упала, предложение превысило спрос.

У низших моллюсков раковина может состоять из 8 пластинок, защищающих спинную сторону, у других она колпачковидна, закручена в спираль или разделяется на две створки, подвижно сочлененные на с ней. Многие моллюски, особенно активно плавающие, раковину потеряли.

За редкими исключениями моллюски не имеют челюстей. Для размельчения пищи у них возникает радула (терка) - роговые крючковидные выросты стенок глотки.

Кровеносная система у них незамкнутая и состоит из сердца, слагаемого одним или двумя желудочками и предсердиями. Кровь из предсердий попадает в желудочек и сокращениями его гонится в основной сосуд - порту. Аорта разделяется на артерии, поставляющие кровь к внутренним органам. В конце концов, кровь поступает в лакуны - промежутки между тканями и органами, а из них - в приносящие жаберные сосуды. Отдав в жабрах СО2 и получив О2, кровь по жаберным венам идет в предсердия.

Таким образом, сердце у моллюсков сложнее, чем у раков и насекомых. Как и у человека, оно делится на предсердия и желудочки. Этот принцип у высших животных становится главным.

Нервная система у моллюсков проще, чем у членистоногих. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него четырех стволов. У примитивных форм это все напоминает ортогон плоских червей. Значит, предки моллюсков отделились от предков кольчатых червей до того, как у них сформировалась брюшная нервная цепочка. У большинства моллюсков нервная система разбросанно-узловая: парные скопления нервных клеток - ганглии, соединенные нервами, обслуживают ногу, внутренние органы, мантию.

Развиваются моллюски из личинок, очень похожих на трохофору многощетинковых кольчатых червей.

Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых

Двустворчатые моллюски (20 тыс. видов) населяют морские и пресные воды. Пластинчатожаберными их называют потому, что у высокоорганизованных их представителей перистые ктенидии срастаются в двухслойные решетчатые пластины, лежащие в мантийной полости. Русское название - ракушки.

Тело моллюска одето с боков двустворчатой раковиной. Створки соединяются на спинной стороне эластичной связкой-лигаментом и замком, состоящим из зубовидных выступов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Зубы замка, впрочем, могут исчезать потому-то двустворчатый моллюсков наших рек называется беззубкой.

Нормальное состояние раковины открытое, между створками на брюшной стороне образуется щель. Но у моллюска имеется один или два замыкав тельных мускула, прирастающие к обеим створкам. Если его потревожить» они сокращаются, плотно смыкая раковину.

Как и у прочих моллюсков, у двустворчатых раковина растет с крае и на ее створках, как на пне дерева, можно обнаружить следы годичных приростов. Самый крупный моллюск - гигантская тридакна коралловых рифов Тихого и Индийского океанов достигает 1,35 ми 250 кг массы; Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц. Многие из них прирастают к дну, выделяя из особой железы биссус - тягучую клейкую слизь, превращающуюся в воде в шелковистые нити. Такая жизнь не способствует развитию «ума». И голова у двустворчатых исчезла, осталось лишь ротовое отверстие на переднем конце туловища (еще одно название класса - безголовые).

Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон. В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Некоторые моллюски-камнеточцы острыми краями раковин могут высверливать в твердых грунтах и мягком камне норки и ходы. Другие сверлят Дерево, из них наиболее известен и опасен корабельный червь - тередо.

Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы, на заднем конце - два длинных сифона, на переднем - крошечная раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет бактерий-симбионтов, расщепляющих целлюлозу. (Некоторые из его симбионтов могут усваивать растворенный в воде азот.) В результате дерево превращается в подобие губки, источенное ходами. У нас тередо встречается в Черном, Азовском и дальневосточных морях.

Кровеносная система двустворчатых также незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Схематический разрез через мантийную полость двустворчатого моллюска

1- раковина; 2 - срез через передний замыкательный мускул; 3 - срез через задний замыкательный мускул; 4 - край мантии; 5 - нога; 6-вводный сифон; 7 - выводной сифон (стрелками показано движение тока воды); 8-жабры; 9 - ротовые лопасти.

Корабельный червь-тередо (в древесине)





Пресноводные ракушки-униониды


Органы выделения двустворчатых, как и нервная система, типичны для моллюсков - обычно три пары ганглиев, соединенных нервами. Хотя головы у них нет, глаза иногда имеются, по краю мантии, на сифонах, даже на жабрах.

Оплодотворение у ракушек наружное, но иногда яйцеклетки остаются на жабрах матери, оплодотворяются спермиями, занесенными в мантийную полость, и развиваются дальше (жаберная беременность). Личинка у них сходна с трохофорой.

Различают надотряды первичножаберных двустворчатых, у которых жабры - перистые ктенидии, и настоящих пластинчатожаберных - их подавляющее большинство. Из последних отметим отряд пресноводных ракушек - унионид, с личинками-глохидиями, куда относятся не только беззубка и перловица, но и речные жемчужницы наших северных рек. Они дают хороший перламутр и жемчуг, но запасы их хищнически подорваны - ведь жемчужницы растут медленно, достигая за 50 лет длины 10 см и более.

Ко второму отряду - митилид относятся высокоценимые устрицы и мидии; их уже стали разводить искусственно, выращивая оседающие личинки на черепицах. К этому же отряду относятся важнейшие производители жемчуга - морские жемчужницы Тихого и Индийского океанов.

К отряду пектинид - морских гребешков относятся крупные, промысловые морские гребешки. Они способны быстро плавать, хлопая створками. Выбрасывая из мантийной полости воду, моллюск движется по реактивному способу.

Самый большой отряд двустворчатых - вен ер иды. К нему относятся гигантские тридакны, сердцевидки наших южных морей (створки их раковин часто слагают ракушечные пляжи) и тот же тередо. Некоторые проникли в пресную воду. Такова дрейссена - мелкая сидячая ракушка, в изобилии размножившаяся в реках, озерах и водохранилищах Европы. Разрастаясь в огромных (до 10 000 экз/м2) количествах, дрейссены забивают водостоки, трубы, заборные устройства водопроводов, чем причиняют большой вред. Глохидиев у них нет, и вверх по течению они распространяются, прирастая к днищам судов.

Множество представителей этого отряда, обитающих в морях,- прекрасный корм для рыб, морских птиц и даже моржей. В целом двустворчатые моллюски играют большую роль в жизни морей и океанов.


Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ»
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, соединенных на спинной стороне. Мускулы, закрывающие створки раковины, такие мощные, что даже человек должен приложить усилие, чтобы открыть крупную раковину. Раковина состоит из трех слоев: внешнего рогового, среднего, самого твердого – фарфорового и перламутрового, выстилающего раковину изнутри.

Живут двустворчатые моллюски на дне водоемов и способны передвигаться с помощью мускулистой ноги, которой прикрепляются к субстрату и подтягивают остальное тело. Скорость передвижения, естественно, мала – до 30 см/ч.

Дышат двустворчатые моллюски, затягивая воду через вводной сифон (трубку, образованную краем мантии) в жаберную полость и выпуская ее через выводной сифон. По типу питания все двустворчатые моллюски являются фильтраторами, и поглощение пищи происходит у них одновременно с дыханием.

Моллюски: перловица обыкновенная

Похожая на беззубку перловица имеет более вытянутую и толстую раковину зеленоватого цвета. Имеет промышленное значение: из ее раковин делают перламутровые пуговицы.

Горошинки и шаровки – более мелкие двустворчатые моллюски, длина их раковины не превышает 1,5 см. У горошинок вершина раковины смещена к заднему концу, а у шаровок располагается в центре раковины.

Моллюски: А – шаровка роговая; Б – горошинка речная

Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Задачи урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождением моллюсков, многообразием видов, средой жизни.

Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция моллюсков

План урока:


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Лекционный материал с использованием презентации (слайдов).

Работа с текстом



7 минут

2 минут


Закрепление изученного материала:

Повторение основных особенностей, присущих типу моллюски,

Работа по вопросам (экспресс – опрос),

Проведение сравнительного анализа по усложнению организации между типами Кольчатые черви и Моллюски с использованием таблицы.


4 минуты
2 минуты


5 минут
4 минуты

Подведение итогов урока

4 минуты

Сценарий урока.

Урок “Происхождение и особенности строения моллюсков” является первым уроком в изучении темы “Моллюски”. Основная функция этого урока – это формирование общего представления о данной группе животных: о происхождении, об особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме необходимо предложить учащимся прослушать отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, и дать возможность детям самим попробовать догадаться, о какой группе животных пойдет речь на уроке.

I. Учитель объявляет тему и задачи урока

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Лекционный материал. На стадии изучения нового материала (осмысления) учитель читает лекционный материал, с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такое метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

1.2 Общие черты типа, происхождение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Внешнее строение.

Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск /

1.3. Внутреннее строение.

1.3.1. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

1.3.2. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

1.3.3. Органы дыхания. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.3.4. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.3.5. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.3.6. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

2. Работа с текстом. Самостоятельная форма работы с текстом позволит мотивировать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности

Источник жемчуга и перламутра (морская жемчужница).

Употребление в пищу (устрицы, мидии, морской гребешок).

Естественные очистители воды (двустворчатые моллюски).

В конце работы учитель задает вопрос

Скажите, какое из значений моллюсков вы считаете наиболее важным? Поясните ответ?

III. Закрепление. Так как данный тип урока изучение нового материала, что связано с получением новых знаний, с учетом повторения ранее изученного материала, поэтому чтобы работа не была однообразной и утомительной, стоит проводить варьирование заданий, но так, чтобы их содержание одновременно соответствовало достижению цели, путем повторения фундаментальных основ изучаемой темы. Сначала ребятам предлагается задание с иллюстрированными рисунками, где они могут получить возможность самостоятельно, по памяти, определить органы и части тела моллюска, после чего благодаря повторному повторению слайдов проверить правильность своих ответов и возможность исправления допущенных ошибок. Второе задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов с применением метода дихотомии. Третье задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных. Чтобы активизировать работу детей и вызвать интерес, закрепление стоит провести в нестандартной форме. Учитель предлагает ребятам путешествие, которое они смогут совершить, опираясь на свои знания. Кроме того, цель, ради которой дети должны будут отправиться в “плавание”, несет в себе и воспитательную нагрузку, благодаря которой закладываются основы экологического воспитания, стремление придти на помощь, развития чувства сопереживания.

Определите основные черты типа Моллюски. (Ребята у вас на столе находятся образцы схематических изображений систем органов моллюсков. Попробуйте правильно описать их). Черты строения, характерные моллюскам: мягкое тело, наличие мантии, разбросано-узловой нервной системы, дифференцированного кишечника, наличие специализированного органа, измельчающего пищу – терки, пищеварительных желез открытого типа кровеносной системы, наличие сердца, разделенного на камеры, органа выделения – почки.

В чем вы видите особенности внешнего строения моллюсков?

Что представляет собой мантия?

Наблюдается сегментация тела у моллюсков?

Какой тип кровеносной системы? Почему?

В чем особенности строения нервной системы?

Чем представлены органы дыхания

Произошло ли усложнение строения пищеварительной системы по сравнению с кольчецами?

2 задание от тередо (моллюск стал подтачивать днище корабля путешественников, чтобы продолжить дальнейшее путешествие, дети должны выполнить задание).

Экспресс-опрос.

3 задание от морской жемчужницы.

Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу.

1. Какие усложнения в организации моллюсков мы наблюдаем по сравнению с кольчатыми червями.

2. Подумайте, почему моллюски являются “тупиковой ветвью эволюции”?

IV. Обобщение и анализ изученного материала.

Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, открытую кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей “приходит” письмо – обращение, Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: “Любите и оберегайте нас”. Вопросом “Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?”, учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

V. Подведение итогов. При подведении итогов урока можно использовать демократичный подход и предложить ребятам оценить работу своих товарищей, а затем работу всего класса в целом.

Ребята, давайте оценим вашу работу на уроке, как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает оценки отлично? Ответ пояснить.

Объявление домашнего задания стр. 134-135 пересказ.

Реферат по теме “Многообразие моллюсков”.

Рефлексия.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка.

Лабораторная работа. Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.

Рис. 3 Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине


2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? _________________________________

В чем их различие?__________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

Выводы


1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ ______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________


Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ»
1. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?


2.

3. Заполните таблицу


4. Двустворчатые моллюски

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).

Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

5. Тестовые задания по теме «Моллюски»

1. По числу видов тип Моллюски уступает только типу:

а) Членистоногие;

б) Простейшие;

в) Кишечнополостные;

г) Кольчатые черви.

2. Видов моллюсков известно:

а) около 1 млн;

б) свыше 13 тыс.;

в) свыше 130 тыс.;

г) около 1300.

3. С помощью легких дышит:

а) каракатица;

б) прудовик;

в) беззубка;

г) кальмар.

4. Активным хищником является:

а) прудовик;

б) беззубка;

в) катушка;

г) кальмар.

5. Активный, подвижный образ жизни ведет:

а) осьминог;

б) беззубка;

в) перловица;

6. Фильтратором является:

а) рапана;

б) прудовик;

в) каракатица;

г) беззубка.

7. Из приведенного ниже перечня выберите:

1 – брюхоногих моллюсков; 2 – головоногих моллюсков; 3 – двустворчатых моллюсков:

а) кальмар;

в) устрица;

г) осьминог;

д) катушка;

е) горошина;

ж) шаровка;

з) беззубка;

и) рапана;

к) прудовик.

8. За час одна устрица может отфильтровать.

Который живет на дне водоёмов, зарываясь напо-ловину в илистый грунт.

Строение

Овальная раковина беззубки имеет длину около 10 см. Передний конец раковины закруглен, задний слегка заострен. Раковина состоит из двух сим-метричных створок — правой и левой. Моллюсков, обла-дающих раковиной из двух половинок-створок, как у без-зубки, называют двустворчатыми. Обе створки при помощи упругой гибкой связки и двух мускулов-замыкателей со-единены между собой на спинной стороне. На брюшной стороне они могут раскрываться, и в образующуюся щель высовывается нога моллюска. Головы у беззубки нет. Нога у беззубки, в отличие от прудовика , не с широкой плоской подошвой, а в виде мускулистого, направленного вперед клина. При передвижении беззубка выдвигает ногу вперед и закрепляется ею в грунте, а затем подтягивает тело. Таким образом беззубка делает как бы маленькие шаги, по 1—2 см каждый, передвигаясь за час всего на 20—30 см. Потревоженная беззубка втягивает ногу в раковину и плотно замыкает створки при помощи мышц-замыкателей. Когда мышцы расслаблены, створки снизу раздвигаются под действием пружинящей связки.

Раковина беззубки, как и раковина прудовика, состоит из извести и снаружи покрыта рогоподобным коричнево-зелёным веществом. Внутренняя поверхность раковины покрыта светлым, переливающимся различными цветами радуги перламутром. У беззубки перламутровый слой раз-вит слабо, а у некоторых других моллюсков, например, у перловицы и жемчужницы, он значительно толще. Такие раковины используют для приготовления пуговиц. Туловище беззубки находится в спинной части раковины. От него отходят две складки мантии, плотно прилегающие к створкам. Между ними образуется ман-тийная полость, в которой помещаются с двух сторон жабры, а посередине — нога.

Дыхание

Беззубка дышит при помощи жабр (рис. 61). Жабры, образованные мантией, расположены по обе сторо-ны ноги и окутаны густой сетью кровеносных капилляров. Они поглощают кислород, растворенный в воде и выделяют углекислый газ в воду. Жабры служат двустворчатым моллюс-кам не только для дыхания, но и для отцеживания из воды частиц пищи. Таким образом, двустворчатые — фильтраторы.

Кровеносная система

Кровеносная система беззубки (рис. 61) незамкнутая, как и у прудовика, однако сердце у беззубки трехкамерное, состо-ящее из двух предсердий и желудочка.

Из жабр в предсердия поступает артериальная кровь, затем она выталкивается по артериям из желудочка и движется ко всем органам, вытекая из сосудов. От органов тела кровь собирается в венозные сосуды и поступает к жабрам, где совершается газообмен. Артериальная кровь по сосудам втекает в предсердия.

Выделительная система

Выделительная система у беззубки образована двумя почками и моче-точниками.

Нервная система

Нервная система беззубки (рис. 61) узлового типа, состоящая из трех пар нервных узлов и нервов. Материал с сайта

Органы чувств

Органы чувств у беззубки слабо развиты. Имеются лишь осяза-тельные клетки в ноге и по краям мантии, особенно в жабрах, что позволяет узнавать пищевые частицы.

Размножение и развитие

Беззубки — раздельнополые животные. Оплодотворение внутреннее. Сперматозоиды по-падают в мантийную полость самки с током воды. Яйца формируются в яичниках и развиваются в мантийной по-лости на жабрах.

Вышедшие из яиц личинки выводятся через верхний сифон в воду. Затем они прикрепляются с помощью клейких нитей или зубчиков на раковинке к жабрам или коже рыбы. На теле рыбы образуется опухоль, внутри которой продолжает развивать-ся моллюск. Через некоторое время созревший моллюск разры-вает кожу рыбы и падает на дно. Благодаря такому способу развития беззубки могут расселяться очень широко.

Положение в систематике (классификация)

Беззубка — один из видов класса Двустворчатые моллюски.

На этой странице материал по темам:

  • Где происходит газообмен у беззубки

  • Где происходит газообмен у беззубеи

  • Краткое описание беззубки

  • Какой покров у прудовика

  • Сообщение на тему беззубка

Вопросы по этому материалу:

Семейство : Перловицы, Беззубки (Unionidae)

Распространение: в водоемах Европы, в Азии

Описание: По внешнему виду беззубки весьма похожи на перловиц. Беззубки выглядят слегка крупнее в размерах с более тонкой структурой раковины. Основное же их отличие заключается в том, что у речной перловицы створки раковины содержат на спинной стороне изнутри зубцы, образующие замок, которого нет у беззубки. Отсюда и осуществляется наименование "беззубка". Зубцы у перловицы возможно увидеть, только раскрыв раковину.

Тело беззубок покрыто прочной раковиной, которая и защищает существо от хищников. Раковина у беззубки состоит из 2-х половинок, или створок, плотно прилегающих друг к другу. К переднему концу раковина расширяется, а к заднему несколько сужается. У лишь, что выловленного живого моллюска створки плотно сомкнуты. Так он защищается. Чтоб открыть раковину, нужно засунуть между створками тонкое лезвие и перерезать 2 мощные мышцы, прикрепленные к створкам раковины на переднем и заднем ее концах. Сокращаясь, эти мышцы закрывают створки. Открывается раковина благодаря прочной роговидной, упругой связке, проходящей по спинной стороне тела от внутренней поверхности одной створки к иной. Пока беззубка жива, створки большей частью закрыты. Однако когда существо погибает, мышцы расслабляются, и раковина открывается.


Содержание: К воде не особенно прихотлива, но не любит, чтобы не было растительности, которая бы освежала и доставляла кислород, к недостатку которого она особенно чувствительна. Требует, чтобы грунт был песочный, так как без этого передвижение для нее становится затруднительным. В обычном аквариуме, заселенном экзотическими рыбами и водными растениями, содержание двустворчатых моллюсков из местных водоемов нежелательно, так как они, особенно крупные виды, в неволе живут недолго и, погибая, портят воду. Этих моллюсков можно держать в аквариуме, где водные растения растут в горшочках.


Размножение: Беззубки размножаются икрой, количество которой у каждого экземпляра доходит до 100 000 икринок и более. Икринки шарообразные, несколько приплюснутые. Оплодотворенные икринки самка держит в продолжение нескольких месяцев в жабрах, и затем они выбрасываются. Выброшенные из материнского организма, они не похожи на родителей и представляют собой нечто вроде личинки (глохидии), причем они так малы, что для невооруженного глаза имеют вид буроватой слизи. Выметываемая слизь располагается часто между растениями в виде нитей паутины.

С раскрытыми створками и специальными нитями, с помощью которых они могут прикрепляться к различным предметам, они почти неподвижно лежат на дне и ждут момента, когда какая-нибудь рыба из семейства карпов, плавая, прикоснется к ним. Тогда развевающиеся над ним нити прилипают к слизистому телу рыбы, и личинка переселяется на жаберные крышки, плавники и, чаще всего, на чешую рыбы. Места тела, где прицепилась личинка, от раздражения начинают распухать, размножающиеся клетки эпителия обхватывают личинку и образуется нечто вроде бугорка, в котором она заключена. По выходе из этой цисты беззубки, хотя еще очень малы, едва заметны, но уже имеют сходство со своими родителями и с этого времени начинают увеличиваться в росте.

>>Беззубка

§ 19. Беззубка

Среда обитания и строение беззубки.

В тех же водоемах, где обитает прудовик, можно найти и другого моллюска - беззубку 37 . Она живет на дне, зарываясь наполовину в илистый грунт. Ее овальная раковина имеет длину около 10 см. Передний конец раковины закруглен, задний слегка заострен. Раковина состоит из двух симметричных створок - правой и левой. Моллюсков, обладающих раковиной из двух половинок-створок, как у беззубки, называют двустворчатыми . Обе створки при помощи упругой гибкой связки на спинной стороне соединены между собой. На брюшной стороне они могут раскрываться, и в образующуюся щель высовывается нога моллюска. Головы у беззубки нет. Нога у беззубки, в отличие от прудовика, не с широкой плоской подошвой, а в виде мускулистого, направленного вперед клина. При передвижении беззубка выдвигает ногу вперед и закрепляется ею в грунте, а затем подтягивает тело. Таким образом беззубка делает как бы маленькие шаги, по 1-2 см каждый, передвигаясь за час всего на 20-30 см. Потревоженная беззубка втягивает ногу в раковину и плотно замыкает створки при помощи мышц-замыкателей. Когда мышцы расслаблены, створки снизу раздвигаются под действием пружинящей связки.

Раковина беззубки, как и раковина прудовика, состоит из извести и снаружи покрыта рогоподобным коричнево-зеленым веществом. Внутренняя поверхность раковины покрыта светлым, переливающимся различными цветами радуги перламутром. У беззубки перламутровый слой развит слабо, а у некоторых других моллюсков, например у перловицы и жемчужницы, он значительно толще. Такие раковины используют для приготовления пуговиц. У жемчужницы перламутр может окружить песчинку, случайно попавшую внутрь, и тогда образуется блестящий шарик - жемчужина.

Туловище беззубки находится в спинной части раковины. От него отходят две складки мантии, плотно прилегающие к створкам. Между ними образуется мантийная полость, в которой помещаются с двух сторон жабры, а посередине - нога.

Питание .

У живой непотревоженной беззубки в задней части створки немного приоткрыты и видны два небольших отверстия - сифоны. Они ведут в мантийную полость. Жабры и внутренние стороны мантийных складок покрыты ресничками. Они непрерывно двигаются и втягивают воду через нижний сифон 38 . Вода проходит по всей мантийной полости и выходит через верхний сифон. Вместе с водой заносятся различные обитающие в ней мелкие организмы - простейшие, рачки. Током воды они подносятся ко рту, расположенному возле основания ноги, а изо рта далее попадают в пищеварительную систему.

Дыхание .

Ток воды, который приносит беззубке пищу, обеспечивает и дыхание. Из воды в жабры поступает кислород, а в воду выделяется углекислый газ.

Кровеносная и выделительная системы беззубки имеют сходное строение с таковыми у обыкновенного прудовика .

Нервная система такая же, как и у прудовика. Имеются три пары нервных узлов, связанных между собой перемычками. Специальных органов чувств нет.

Беззубки раздельнополы, но самцы внешне не отличаются от самок. Яйца развиваются в мантийной полости, на жабрах. Вышедшие из яиц личники выводятся через верхний сифон в воду. Здесь они могут прикрепляться с помощью клейких нитей или зубчиков на раковинке к коже рыбы. На теле рыбы образуется опухоль, внутри которой продолжает развиваться моллюск. Через некоторое время созревший моллюск разрывает кожу рыбы и падает на дно. Благодаря такому способу развития беззубки могут расселяться очень широко.

1. Каковы особенности внешнего строения и передвижения беззубки в в связи со средой обитания?
2. В чем различие питания беззубки и прудовика?
3. Как дышит беззубка в связи с приспособленностью к жизни в воде? 4. Найдите в § 19 слова выделенные курсивом, и поясните их значение.

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки